Людмила Долгина
И дольше века длится нить

Занятия по кружевоплетению ведет Татьяна Маслова
Занятия по кружевоплетению ведет Татьяна Маслова

 
Орловские чудесницы
 
История современная

ожно сказать, что у Татьяны Александровны Масловой в Орле своя школа кружевниц. Вот и Нина Савенкова, что занимается возрождением кружева во Мценске, ее дипломница. А училась Татьяна на худграфе в начале 70-х годов. Тогда никакого промыслового искусства там не преподавали, а помимо основных художнических дисциплин вели так называемый труд для мальчиков. Ведра она делать училась, терки железные. Когда закончила вуз и начала работать, появился обслуживающий труд для девочек. А Татьяна с детства шила. И вообще она такая светлая, женственная, домашняя, мать двух сыновей, кстати, и жена декана художественно-графического факультета. Кому, как не ей, и преподавать в институте этот по сути дела прикладной, домашний труд для девочек. Кружевом Татьяна Маслова начала заниматься в 80-е годы. В то время в институте она вела много дипломных работ. Выпускники худграфа делали аппликации, работали с макраме, вышивали. С коклюшками не работал никто. И вот одной девушке захотелось сделать диплом по кружеву.

Край рушника. Лен, шелк. Автор - Татьяна Маслова
Край рушника. Лен, шелк. Автор - Татьяна Маслова

"Солнышки". Край рушника.  Михайловское кружево. Лен, мулине. Работа Татьяны Масловой
"Солнышки". Край рушника. Михайловское кружево. Лен, мулине. Работа Татьяны Масловой

"Почему бы нет? - сказала Татьяна. - Я вообще давно хотела научиться сама, но говорили, что это трудно и сложно, а я думаю, как интересно научиться тому, что трудно и сложно". Студентка, оказывается, тоже не умела плести, но очень хотела научиться.Дерзкие они люди, эти женщины. Защищать диплом не по той теме, которой ты уже прекрасно владеешь... Заканчивая высшее учебное заведение художественного профиля, изобрести себе головную боль в виде коклюшечного кружева, которое надо изучить с нуля и еще защитить по нему работу на выпускных экзаменах... Сущее безумие. Или стать научным руководителем по тому предмету, которым тебе только еще предстоит овладеть наравне со студенткой... А вдруг у нее лучше получится, а ты все-таки преподаватель...
    Слов нет, рациональный, честолюбивый человек никогда на это не пошел бы. А вот человек творческий - очень может быть. В общем, студентка Неля нашла бабушку, и две нерациональные городски жительницы, стали брать у нее уроки. Начали с полосочки и научились самому элементарному. Потом поехали вместе в Елец. У елецких мастериц учились подробностям. Брали там сколки (это рисунки, по которым плетут кружево), ночью перерисовывали их, а днем учились практическому искусству. Пробыли почти две недели. И сейчас, вспоминая эту поездку, Татьяна Анатольевна говорит, что это была сказка. По весне поехали новоявленные мастерицы и в Вологду на несколько дней, посмотрели на работы волжских волшебниц, посмотрели, поохали... А дипломную работу защитили на "отлично".
    С тех пор Татьяна Маслова плетет кружево удивительной красоты и разнообразия и учит этому детей в знаменитой орловской художественной школе. При этом ее дети получают полное художественное начальное образование. У них в неделю три урока живописи, три урока рисунка, пять уроков кружевоплетения, один час фольклора и один - народной культуры. Двенадцать часов в неделю. Маслова считает, что научиться можно всему: шить, вязать, ткать, кружево плести, а вот композиции без художественного образования научиться сложно, то есть одно дело копировать, работать по данному рисунку, другое дело - самому этот рисунок создавать, изобретая и способы его выполнения. Одновременно надо быть художником, модельером, технологом и исполнителем.
Работы Татьяны Александровны очень хороши. Воротничок, жилет из разноцветных нитей - красиво, мимо не пройдешь и даже обернешься вслед. Кажется, могла бы Татьяна всерьез зарабатывать своими золотыми ручками. Но она категорически отвергает это предположение.
Дымковские игрушки. Цветной шелк, х/б. Детские работы
Дымковские игрушки.
Цветной шелк, х/б. Детские работы 
Оказывается, ни о какой прибыли и речи быть не может. Очень трудоемкое это дело. На каждую работу тратится так много времени, что цена ее при продаже должна быть высока. Татьяна смеется: "Какая прибыль? Конечно, в убыток. Это как наркотик, как болезнь. Красота часто не имеет прикладного значения".
    Уже более двадцати лет Татьяна Маслова не может излечиться от своей любви к кружевоплетению. Знает о нем все и с удовольствием рассказывает о том, что даже неизвестно, кто выдумал эти диковинные коклюшки. Франция, Испания, Голландия и Нидерланды спорят о первенстве.
Западноевропейское кружево очень сильно отличается от русского, хотя она считает, что "теперь нет елецкого, мценского, голландского или михайловского кружева. А есть работы того или иного автора. Теперь нет жестких требований. Не обязательно кружево представляет определенную школу. Изделие должно быть красиво, как-то оригинально, наверное, а какой оно школы, мало кого интересует".
    Нам все хотелось уяснить для себя, что же это за занятие - кружевоплетение. Ремесло или творчество? Владение навыками или процесс созидания?
    "Здесь, вероятно, соединяется и то и другое. Кружевница может быть очень опытной, но без рисунка, который профессионалы называют "скол", она ничего сделать не сможет. Вот и решайте сами..."

Оплет салфетки. Х/б. Автор - Ира Кузичева, ученица художественной школы
Оплет салфетки. Х/б. Автор - Ира Кузичева, ученица художественной школы

    Татьяна Маслова придерживается своих художнических симпатий и делает красивые авторские вещи. Работы ее учениц тоже самобытны и самостоятельны.
    Сделала Татьяна Александровна свою авторскую программу по обучению основам кружевоплетения. Учит ребят по этой программе и теперь хочет ее подробно проиллюстрировать.
    В Орле и окрестностях немало кружевниц.
 Есть кружки в школах, и в районных домах культуры, преподают кружевоплетение в учебно-производственных комбинатах. И везде работают ученики Татьяны Масловой или ученики ее учеников. Вот что можно сделать в одном отдельно взятом городе всего за два десятка лет силами одной женщины, проявившей любопытство и не побоявшейся трудностей.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД