И. С. Тургенев. Художник К .Е. Маковский. 1871 г., х. м.
И. С. Тургенев.
Художник К.Е. Маковский. 1871 г., х. м. 

Людмила Долгина
Тургенев.
Жизнь для искусства
 

сть музеи, где испытываешь трепет. И не случайно. Все предметы и вещи здесь живут своей жизнью. И если вы наделены каким-то шестым чувством, вы сразу это почувствуете. Имя того, кому посвящена музейная экспозиция, произносится тут с придыханием. И вместе с тем совершенно очевидно, что речь ведут о родном человеке. Он более чем реален. Он добрый гений этого дома.
    И ни в одних мемуарах, и ни в одной монографии вы не прочтете о том, что есть в музее. Надо слышать не только сам рассказ, но и интонации голоса рассказчика. По этим комнатам надо ходить. Эти фотографии, книги, маленькие вещицы, страницы писем надо держать в руках именно тут, в музее. А потом хочется просто молчать и вдыхать воздух этого дома...
    Здесь можно многое переосмыслить, ощутив душевную связь с тем, с кем и не думал встретиться в своем земном существовании...
    Такая встреча — счастье, открытие, этим можно жить всю оставшуюся жизнь, надеясь и веря, что можешь быть как-то полезен этому дому. Он сумел объяснить тебе, вечно стоящему на перепутье, смысл своей, а часто и твоей маленькой жизни....
Такие музеи можно встретить крайне редко, а можно и совсем не встретить. Слишком многое должно совместиться, чтобы получилось нечто.
    Поразительно, но в доме, где расположен орловский тургеневский музей, Иван Сергеевич никогда не жил. И тем не менее сомнений нет: его присутствие здесь и сейчас абсолютно очевидно.
    Вечерами, ближе к ночи, когда уходят посетители и хозяйка дома Людмила Анатольевна Балыкова последний раз проходит по комнатам, то, не стесняясь ее присутствия, дом оживает. Что-то пытаются рассказать фотографии на стене, сами по себе начинают шелестеть страницы книг, испещренные пометками писательской руки, письма, оживают лица на портретах, поскрипывают половицы дома, какие-то тени вздыхают в ночи и слышится музыка.

    Известно, что после смерти Полины Виардо в ее столике нашли рукопись Ивана Сергеевича Тургенева, которая так и называлась "Тургенев. Жизнь для искусства". Рассказывают, что речь там шла о том, как эти два человека все свои чувства, мысли, страдания, скитания мятущейся души переплавляли в искусство. Роман пропал. Весь XX век пытались найти его в странах Европы, и не только Европы, но пока безуспешно.
Музей И.С. Тургенева в Орле
Музей И.С. Тургенева в Орле 
  • "Тургеневский музей — абсолютно живой организм. Его фонды пополняются постоянно, и стоит отметить, что, кроме романа Тургенева из столика Виардо, существует масса вещей, писем и документов, которые еще могут быть найдены. Ничего не попало в музей из дома дочери Ивана Сергеевича Тургенева Полины.
    В 1850 году он пишет из России Полине Виардо: "Вообразите, кого я здесь увидел — мою собственную дочь". Девочка восьми лет говорит: " Я никому не верю и никого не люблю, потому что меня никто не любит". Он ужаснулся, когда услышал ее. Полина Виардо сразу же написала: "Присылайте ее ко мне, она будет моей дочерью". Иван Сергеевич увез ее во Францию, и она воспитывалась вместе с дочерьми Виардо, и так никогда уже и не возвращалась в Россию. У нее было двое детей — Жанна и Жорж. От потомков Полины ничего в Россию не поступало. Ну а что касается Полины Виардо, то как не проникнуться к ней человеческим почтением...
    Если искать единую нить, которая проходит через все музейные залы, то это именно тема искусства в жизни, семье и роде Тургеневых.
В тургеневской библиотеке сохранился раритет из раритетов. Рукой деда Тургенева переписан "Кандид" Вольтера, запрещенный во времена Екатерины второй.
   А на стене портрет, который всегда считался портретом неизвестного, но почему-то хранился в доме. Удалось выяснить, что это Семен Яковлевич Тургенев, сын шута Петра Первого, Якова Федоровича Тургенева, тоже шут...
    Тургеневский фонд музея не очень велик, но очень ценен. Есть в нем совершенно уникальные вещи. Например, единственное письмо отца писателя к его матери. Он в Париже на Новый год пьет за здоровье Варвары Петровны и по ее просьбе переводит католическую молитву. Чтобы судить о качестве перевода, запросили у французов текст этой молитвы. Оказалось, что перевод сделан просто блестяще, молитва в русской версии лучше оригинала. А отец в конце письма вполне серьезно пишет, что, мол, если есть ошибки, то пусть Ваня поправит. А Ване тогда было двенадцать лет...
    Есть в фондах целая коллекция студенческих конспектов Ивана Сергеевича, портреты его берлинских профессоров и его диплом-удостоверение о том, что он является студентом Берлинского университета.
    А вот портрет Тани Бакуниной, такой вы ее никогда не видели. Перед нами та самая Танечка, которой посвящено "Утро туманное". Считается, что этот печальный прямухинский роман заложил основы знаменитых тургеневских героинь. Она называет его Богом, благодетелем человечества, а он ей пишет, что "я никогда ни одной женщины не любил больше вас, — хотя не люблю и вас полной и прочной любовью". Ему было 23—24 года.
    Первое опубликованное произведение Ивана Сергеевича Тургенева — поэма "Параша". Он потом стеснялся ее, считал очень слабой, но в музее есть это издание 1843 года.
    Все, что происходило в жизни Тургенева до встречи с Полиной Виардо, отступает в его жизни на второй или даже на третий план. В 25 лет он встретил ее и полюбил.
Кем он был в ее глазах? Во всяком случае, не великим русским писателем. Ему еще только предстояло как-то обозначить себя в искусстве. А она уже была мировой знаменитостью. Кто знает, имела бы Россия и человечество в целом того, о ком можно было бы сказать "величайший поэт со времен Гомера", если бы не эта встреча с Полиной Виардо, знаменитой певицей.
    В музее есть записочка Ивана Тургенева, где его рукой перечислены оперы, которые он слышал с участием Виардо, подлинная афиша, программка.
    Больше сорока лет (кто бы мог подумать!) больше сорока лет продлятся их роман, их дружба, их отношения, продлятся до самой смерти Ивана Сергеевича Тургенева.
По поводу всяческих нападок на нее в русской печати Виардо однажды написала:
"Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в наших отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу, не подвержены ничьему суду! Чувства и действия мои и его были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы, да и для многих лиц, считающих себя умными и честными. Сорок два года прожила я с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Но мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о вреде и думать, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет..."

Балыкова Людмила Анатольевна. Директор музея И.С. Тургенева
Балыкова Людмила Анатольевна. Директор музея И.С. Тургенева

  • Пушкинский дом работает над тургеневской энциклопедией. Это огромная маштабная работа. Музей Тургенева в Орле тоже очень серьезно занят этим изданием... Приходится восполнять пробелы в словнике, поскольку Тургенев был очень общительным человеком, писать статью о тех же сказках, и все-таки мозаичное полотно энциклопедии понемногу заполняется. Сегодня издание сделано процентов на семьдесят, считает Людмила Анатольевна Балыкова.
    Ежегодно18 июля в день рождения госпожи Полины Виардо-Гарсия в музее Тургенева в Орле звучит ее голос, исполняются ее сочинения, показывают присланный из Франции фильм "В семье Виардо", снятый Малибраном, мужем сестры Полины (великой певицы Марии Малибран).
    В орловском музее Тургенева мать писателя Варвару Петровну стараются если и не окончательно примирить с сыном, то, во всяком случае, понять этот непостижимый русский характер. За несколько дней до смерти матушка хлопотала, чтобы все сожгли и продали за бесценок, даже хлеб в гумнах и на корню, только поскорее. Лишь бы детям ничего не досталось. Оправдываясь, она записывает в дневнике: "Простите меня, ибо гордыня всегда была и есть мой смертный грех".
    Существуют неопубликованные письма Варвары Петровны. Те специалисты, которым довелось с ними работать, утверждают, что это колоссальный источник для исследователей творчества И.С.Тургенева. В 1909 году двенадцать писем было опубликовано, и больше ни одно и никогда, меж тем это было бы крайне интересно. В этом номере нашего журнала мы даем небольшую публикацию писем В.П.Тургеневой к сыну.
    Дом Ржевских, где располагается орловский музей, просто старое типологическое здание, намоленное уже после того, как в него попала бомба и в 1944 году был сделан ремонт. Вообще же музей И.С.Тургенева собирали уже в конце XIX века. В 1918 году его открыли. Музей Тургенева — это очаг. Это я к вопросу самостоятельного существования другого тургеневского музея в Спасском-Лутовинове. Музей в Орле действительно очаг дома писателя, его пристанище на этой земле. И его нельзя просто затоптать ногами, залить водой, шапками закидать или перевести в другое место. Все равно, что голову снести. Так же, как нельзя отделить от творчества Тургенева, допустим, рассказ "Муму" или "Записки охотника" и даже детские сказки.
    Что-то мы с вами не очень знаем детские сказки писателя. Вернее совсем не знаем. А вот орловские дети со сказками Тургенева знакомы, рисуют к ним иллюстрации, ставят их на своих небольших площадках. А дело в том, что сказки эти в собрания сочинений писателя не входят. Однажды они были опубликованы в журнале "Бежин луг", но тираж этого регионального издания невысок....
    Со сказками целая история. С одной стороны — это сказочки для внучки Полины Виардо, "малюсенькие побасенки". С другой стороны — это пересказы Я.П.Полонского, которые он приводит в своих воспоминаниях. Но в пересказе Полонского сказки Тургенева обретают стиль Полонского. Единственно, где прослеживается почерк Тургенева-сказочника, это сказка "Степовик", незаконченная, предсмертная, написанная на французском языке. Ее перевела Людмила Анатольевна Балыкова. А еще есть двадцать, как она говорит, "божественных" либретто Тургенева к операм Полины Виардо: "Последний колдун", "Людоед", "Ундина" и так далее.
    Чтобы дети на родине писателя познакомились с его сказками, музей разыскал во Франции, через своих друзей, партитуру оперы Полины Виардо, написанную по либретто Ивана Тургенева. Загадочными путями переправили ее в Орловский драматический театр имени И.С.Тургенева. И впервые в России в Орле была поставлена сказка Тургенева на музыку Виардо "Последний колдун". В спектакле принимали участие и сами дети, воспитанники музыкальных учебных заведений города. Они пели и танцевали, изображая эльфов, поскольку фиалки, незабудки, амарильи, ландыши и вообще все цветы ночью превращаются в эльфов. Вы разве этого не знаете?.. Рассказывают, что "это было очень красиво, и музыка была очаровательная, прозрачно-золотистая".
    С театром имени Тургенева у музея вообще складываются хорошие творческие отношения. Там не так давно поставили таинственные повести Тургенева, которые вообще никогда не ставились на русской сцене. Только в самом начале века "История лейтенанта Ергунова" была сыграна в какой-то маленькой студии. Но ведь таинственный Тургенев особенно интересен сегодняшней публике. Театр рискнул и выиграл. Вообще на орловской сцене Тургенев идет постоянно, и актеры работают в содружестве с музеем. Людмила Анатольевна Балыкова даже приглашена в художественный совет театра.
    Хранится в музее и первое посмертное издание стихотворений Александра Сергеевича Пушкина с пометками Тургенева.
    С особой энергией отчеркнуты строки:
          "Поэт, не дорожи любовию народной,
          Восторженных похвал пройдет минутный шум,
          Услышишь суд глупца и смех толпы холодный,
          Но ты останься тверд, спокоен и угрюм...".

Какие ассоциации вызывали эти стихи у Тургенева, мы можем только догадываться. Подобно своим героям скитальцам, он и сам был вечный скиталец. Он ведь ушел из России и больше не вернулся сюда. Только после смерти. Надо думать, неласкова была с ним Родина...

ЗДЕСЬ
можно увидеть фотографии, опубликованные в журнале

  • "Продолжается работа над описанием тургеневской библиотеки, опубликован первый том, на подходе второй, заканчивается работа над комментариями.
    Вопрос: как найти средства на издание?
    Ответ: А как же их не найти?
  • Ремонт дома, где расположен музей, сделали в 1944 году. Тогда строители сказали, что простоит года три. Но стоит до сих пор. В конце девяностых годов музею поменяли трубы. Как выяснилось, они изначально были бракованные и потому текут. "Нет дня и нет недели, чтобы они не рвались. Совсем недавно у нас был такой потоп, что мы пятнадцать ведер вычерпали сразу. Поэтому три зала у нас сейчас не работают".
  Иван Сергеевич выбрал свой путь в искусстве, выбрал свою Полину, выбрал свою роль при ней и, казалось бы, должен быть счастлив. Но отчего-то здесь, в России, мы жалеем его постоянно. Почему?
    После выхода "Отцов и детей" не было ни одного печатного органа, который не кинул бы камня в Тургенева. Он пишет в письме: "Сам я уподобился китайскому болванчику, которого, кто не пройдет, — непременно кулаком стукнет". Травля усугублялась политической реакцией в стране. И в различных кругах русского общества вполне серьезно считалось, что Тургенев один во всем виноват.
    Вы встречали такую публику, которая непременно ищет виновного? В то время виноват был Тургенев. В конце концов, он и к этой ситуации адаптировался: "Я пришел к тому, что критику я, конечно, читаю, но кожа на мне стала такая толстая, слоновая, что я больше не принимаю их всерьез". Так хочется верить, что это так, но что-то мешает.
    Вот, казалось бы, сугубо меркантильный вопрос. По свидетельству очевидцев, Тургенев в год тратил денег меньше, чем давал другим. Любой русский пьяница мог запросто ввалиться к Тургеневу и слезно просить: "Дай, батюшка десять рублей. Надо". И он давал. Вечно принимал участие в лечении чьих-то детей, не отказывал пишущим дамочкам, бесконечно пристраивая их творения по разным издательствам, помогал бедным студентам, подкармливал богему, да мало ли еще, кому надо было помочь.
Но тот же человек с "толстой кожей" говорил, что готов пасть ниц перед мадонной Рафаэля, " для того, чтобы создавать такие вещи надо быть гением", и добавлял, "счастливым гением". Тургенев, видимо, считал себя несчастливым гением или просто несчастным, что суть слова одного корня. Поэтому и жалеем, и восхищаемся, и с упоением читаем. Вот только хорошие слова стесняемся говорить, а очень хочется, потому как тургеневский очаг горит и греет уже не одно поколение россиян.
    С самого основания тургеневского музея в Орле существовало и Тургеневское общество, в его составе было более двухсот человек. Чем только оно не занималось: читали лекции по искусству и даже по импрессионизму, устраивали литературные суды, собирая на свои полемические вечера множество людей. В конце двадцатых годов общество разгромили, привлекая его участников по делу краеведов. Во главе Тургеневского общества стоял первый директор музея М.В.Португалов. Теперь о нем в Орле говорят "апостол наш". Он собрал тургеневскую библиотеку и вместе с членами тургеневского общества начал ее описывать. После его смерти в 1927 году Тургеневское общество сошло на нет. Народ перебрали: кто-то попал в тюрьму, кого-то сослали в Сибирь, а кого-то вообще не досчитались и искать было негде.
    Только в конце восьмидесятых годов Тургеневское общество возродили. Естественно, его духовным центром стал музей И.С.Тургенева. Почетный председатель — старейший тургеневед всемирно известной орловской школы профессор и доктор наук Галина Борисовна Курляндская. Она ведет литературоведческую секцию философского клуба, который существует при музее.
Есть в музейном доме небольшой театральный зал. Во времена Тургенева в каждом мало-мальски приличном доме был свой театр. Только в ближайшем орловском околотке их было около двадцати. И ходили друг к другу на спектакли, устраивали поэтические и музыкальные вечера, и совсем неплохо проводили время.
    Музей эти традиции хранит. Поэтические и музыкальные вечера на его сцене бывают чуть ли не еженедельно. В музее отмечают, что со зрителем теперь гораздо лучше, чем прежде. Годами отработанная, достаточна травмирующая для музейного работника обязанность, пригласить и организовать публику теперь перестала досаждать тургеневскому музею. Люди идут сами. Школьные учителя ведут ребят самого разного возраста. В музее есть возможность показать те же сказки, привезенные из Франции, фильмы, снятые по тургеневским произведениям и тургеневским местам. Из Канады прислана самая полная и блестящая коллекция записей музыки Полины Виардо. С техническим лицеем здесь готовят вечер о любви, а со студентами иняза литературный вечер на французком языке не без участия Тургеневского общества.
    Нет вопроса, нужно ли все это делать в музее, который может и должен заниматься наукой в самом высоком смысле. Вот и биография Тургенева строго научная, выверенная, до сих пор не написана. Пушкинский дом предлагает сделать. Но, вероятно, для научных сотрудников массовая работа — это тот самый крест, который дано нести. И каждому, как известно, по силе его дано. Это общение с миром, это работа на будущее. И вот уже появляются в музее подростки, которые ходят за экскурсоводом с блокнотом и задают фантастические вопросы о стиле и жанрах тургеневского наследия. Голос писателя услышан юным поколением и уже будет существовать в сознании новой, подрастающей интеллигенции.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД