Людмила Долгина
Ярославское музейное братство

  нас не было задачи усадить всех директоров ярославских музеев за "круглый стол", но так получилось, что они все время участвовали в нашей работе. Двигаясь по Ярославской области, мы часто пересекались с ними. Вот они пришли и приехали на открытии фестиваля "Сухая вода" в Ярославле, вот они в Рыбинске на открытие выставки, вот они в Угличе на юбилее музея. Они поразительно хорошо общаются друг с другом. Бережно и с любовью. Они знают друг друга довольно коротко, обнимаются при встрече, охотно сидят за одним столом, говорят тосты про свою музейную жизнь. И не только директора больших музеев, но и малых, государственных, общественных, народных, частных. Всякое новое музейное образование приветствуется. Новичков не встречают в штыки, не волнуются о том, что с появлением новых музейных образований станет меньше славы, посетителей, денег. Получается, что каждый месяц они собираются вместе, и не один раз. Но, помимо юбилейных и праздничных забот, у каждого из них существует повседневная жизнь, и здесь они, по самому большому счету, состоятельны, и в этом немалая заслуга Совета директоров.
    В высказываниях директоров нет ничего выдуманного и домысленного. Все это было сказано ими в той или иной ситуации. Мы просто объединили все разговоры,
и получилось то, что получилось.
Елена Андреевна Анкудинова Андрей Евгеньевич Леонтьев Вениамин Иванович Лебедев
Валерий Витальевич Денисов Представители Ярославского музейного братства
(слева направо по кругу):

Елена Андреевна Анкудинова, директор Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Андрей Евгеньевич Леонтьев, директор Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль"

Вениамин Иванович Лебедев, директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова " Карабиха"

 

Владимир Александрович Гречухин
Сергей Дмитриевич Черкалин Владимир Александрович Гречухин, председатель совета Мышкинского народного музея

Сергей Николаевич Темняткин, председатель клуба "Кацкая летопись", основатель музея кацкарейМарина Владимировна Васильева, заместитель директора департамента культуры

Виктор Иванович Ерохин, недавний директор Угличского историко-художественногомузея, ныне заместитель директора по научной работе

Владимир Георгиевич Извеков, директор Музея истории Ярославля

 

Сергей Николаевич Темняткин
Галина Михайловна Петровнина Надежда Леонидовна Петрова, директор Ярославского художественного музея

Галина Михайловна Петровнина, директор Переславль-Залесского музея-заповедника

Сергей Дмитриевич Черкалин, директор Рыбинского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Валерий Витальевич Денисов, 
директор Угличского историко-художественного музея

 

Марина Владимировна Васильева
Надежда Леонидовна Петрова

Владимир Георгиевич Извеков

Виктор Иванович Ерохин
    Нечасто теперь руководители предприятий в регионе сотрудничают. Более того, не то что коллеге не помогают, но каких только каверз по отношению друг к другу ни делают. В среде артистической, преподавательской, музейной конфликтов больше всего. Оно и понятно: люди-то зависимые, кормятся из чужих рук, а здесь, как всегда, один вопрос: "Почему кому-то дали, а мне нет?"
    Справедливости ради заметим, что музеи сейчас тоже зарабатывают деньги, но от государственных, муниципальных и прочих дотаций по-прежнему зависят.
    Вот и толкаются на узком пространстве, локтями расчищая себе место под административным солнцем. Примеров тому не счесть. 
    Знаю историю, как один музей предоставил соседу на выставку столик прошлого века, а потом предъявил счет на пять тысяч за двадцать дней. Знаю, как крупный музей пытался подчинить себе другой, поменьше, делая все, чтобы его закрыли, мотивируя тем, что до 1917 года они были одним учреждением. Знаю, как директор готов был аннулировать филиал в районном городке, узнав, что музей хочет самостоятельности. Примеров вероломства на сколь угодно высоком уровне предостаточно, вот других примеров маловато, и, тем не менее, они есть.
    В Ярославле директора музеев составляют единое музейное сообщество. Уже много лет ведут они работу на благо музеев своего региона, совместно отстаивая музейные интересы и помогая коллегам и специалистами, и идеями, и опытом. Организация музейных директоров в Ярославле не имеет юридического статуса, своих счетов, названий и прочих атрибутов общественной или какой-то другой организации, они просто вместе.
    Вместе решают проблемы нелегкого музейного жития. 
    Вместе осуществляют сложную кадровую политику в музейной сфере.
    Вместе учат своих работников тем или иным современным новшествам. 
    Вместе организуют представительства на туристических и прочих выставках. 
    Вместе
осуществляют межмузейные проекты. 
    Вместе поддерживают того, кому в данный момент трудно. 
    Совместно принимают то или иное директорское решение, необходимое для жизни отдельного музея. 
    Совместно выражают свое мнение по поводу того или иного решения сверху. И если директора не считают нужным его принять, к ним прислушиваются. 

Член Совета директоров, ушедший во власть:
    - Наша область лет пять или шесть назад объявила, что туризм - это одна из составляющих, которая должна поднять экономику региона. Но "закрутить" все это без специального финансирования очень сложно. Три раза мы пытались попасть в Федеральную программу, но ни разу не попали. По деньгам федеральным, которые идут на реставрацию, Ярославская область третья после Москвы и Санкт-Петербурга. У нас огромное количество уникальных памятников. И все равно суммы несопоставимые. Но деньги, приходящие в область, мне думается, распределяются по справедливости.
Голос добродушного скептика: 
    - Девяносто процентов на церковные памятники и десять - на музеи...
Ответ:
    - К сожалению, они не вкладываются в один объект, но и не размазываются по всей области. Выделяются приоритеты, и идет их финансирование. Если говорить о наших музеях, то федеральные деньги последние годы, в основном, шли на Карабиху. 
Скептик:
    - Да, евроремонт там влетел в копеечку...
Один из директоров:
    - Мы очень надеемся, что единственный в своем роде литературный музей области станет местом паломничества ярославцев и туристов из других городов и стран.
Вопрос:
    Какими функциями наделялся ваш совет первоначально, когда его только задумали? Я так понимаю, что директора ни с кем не делятся своими проблемами, только с женами или мужьями, конечно, если их половина выдерживает эту "спокойную непыльную" музейную работу и не бежит сломя голову на свободу.
Директор
    - Вот и неправильно. Да с кем еще поделиться наболевшим, как не с такими же бедолагами.
Другой директор
    - Он и возник потому, что директорам надо было общаться с равными, и они объединились. Им было грустно, их не понимали коллективы, их не понимала власть и не всегда понимали дома...
Еще один директор:
    Это не клуб, это рабочий орган. Совет директоров нельзя уравнивать с Ученым советом музея. Но вполне можно считать его рабочим органом, как и Ученый совет, или даже на йоту больше, но ни на йоту меньше. Это орган директоров. 
    Обычно музеи не очень дружат друг с другом. У нас этот период прошел в 70-80 годы. А в 90-е годы совет директоров сыграл большую роль в том, что музеи сдружились, сдружились именно потому, что директора между собой хорошо общались. 
Один из директоров:
    - В 90-е годы власть музеи бросила. И не случайно появились ассоциации, объединения - это же защита. Возник и совет директоров ярославских музеев.
Директор:
    - И Вениамин Иванович Лебедев стал бессменным председателем Совета директоров. Заслуга его состоит в том, что у нас действительно очень демократичные взаимоотношения между музеями. У нас не принято говорить: "Я крупный, а ты мелкий, я главный, ты не главный", - все равны. Нет вопросов, с которыми Совет директоров отказался бы разбираться. Приходи с любыми. Мы тут собрались как-то, и один из директоров высказал мысль о том, что, мол, он ведущий музей Ярославской области. Сама постановка вопроса в таком контексте для нас неприемлема. И товарищ быстро понял, что он провоцирует общество, и с помощью шутки отыграл ситуацию в другую плоскость. У нас на самом деле так, потому что мы очень много акций сделали вместе. Каждый музей в межмузейную дружбу внес свою лепту. Если мы вместе, значит, вместе, то есть вместе работаем.
Реплика еще одного директора:
    - И никогда не было уравниловки, потому что каждый музей имеет свое лицо. И совет это понимает и всячески индивидуальность поддерживает. 
Совет директоров о власти: 
    - У нас достаточно лояльно и демократично власть относилась к музеям. И губернатор, и департамент какого-то жуткого давления на нас не оказывали. Но как высоко стоящие, с высоты своего полета не все обстоятельства нашей жизни учитывали. Когда нужно было какому-то музею помочь действенно, то все директора объединялись и поддерживали его достаточно конструктивно. Такие случаев было немало, да и сейчас они бывают.
О совместных проектах:
    - Похвально то, что несмотря на ценность музейных коллекций, у нас проходит очень много совместных выставок. Директора ярославских музеев одними из первых в России, а, скорее всего, первые стали обсуждать вопрос об открытости фондов и представлении их в Интернете. Только сейчас на федеральном уровне встал этот вопрос, мы же свои фонды открыли для коллег еще в первой половине 90-х. Например, специалисты художественного музея делают сквозную выставку: "Перламутр из собрания музеев Ярославской области". Любую выставку, в любом музее можно сделать. Те, кто ее задумал, уверены, что коллекции всех наших музеев в его распоряжении.
Голос скептика:
     - Денежки друг другу платите и немалые, поди. Ты - мне, я - тебе. Неплохо устроились. 
Директор:
    - Нет. Договорились еще в 1992 году, что между собой мы таких вещей не допускаем. Более того, когда в 94 году мы хотели из Вологды взять вещи на выставку, и они сказали, что за сам факт предоставления... Можно понять, когда делятся доходы, но за сам факт.... Между нашими музеями этого не было и не будет никогда, нам даже в голову никому такого не могло прийти.
Еще директор:
    - Объединять ресурсы для общего дела - это пожалуйста. Вот "Интермузей" этого года. Так сложилось, что в области денег нет, да и дорого для каждого музея, будь он даже не из бедных. Директора сели и просчитали, после чего объединили на этот раз свои материальные ресурсы и выставили на "Интермузей" единую команду. Пять человек из разных музеев представляли все музеи Ярославской области.
Диалог скептика и директора:
   
- Против кого же вы дружите, никак не пойму?
    - А зачем дружить против кого?
    - Ну, как же? Естество просит. Вы же объединились, чтобы чему-то противостоять, ну не для борьбы же с музейными крысами?
    - Директора обидеть может всякий. Мы объединились, чтобы друг друга поддерживать и формировать музейную политику.
О связях горизонтальных и вертикальных 
    Мы же в Ассоциацию музеев России долго не входили. Наш совет и его межмузейные горизонтальные связи - это и есть ассоциация "де-факто". Мы - Ассоциация музеев Ярославской области, между прочим, достаточно крупная и самодостаточная. Ассоциация - это сетевая организация, где музеи существует как узелки, и это удобно, потому как если один узелок отсекут, то в структуре организации ничего не ломается. Когда существует некая нашлепка в виде Ресурсного центра, узелки перестают действовать как узелки. Это получается иерархическая структура, а у нас сеть как сеть. У нас всегда основное - дело. Мы всегда "де-факто" существуем. А Ассоциация музеев России началась с "де-юре". Потому в Ярославле и области нет регионального представительства АМР как такового.
Директора впереди паровоза:
     - Двое членов совет директоров входят в другую ассоциацию - АДИТ (Ассоциация по документации и новым информационным технологиям). Сейчас везде появляются региональные представительства, а нам они не нужны. Мы это уже прошли пять лет назад. Все споры по этому поводу были тогда. В других областях только теперь начали спорить о том, надо ли открывать фонды или нет. Мы же договорились пять лет назад и фонды свои открыли. 
    Сергей Черкалин вынашивал идею создания общей базы данных Ярославских музеев с 1992 года, когда только начали внедрять компьютерное обеспечение в музеях. И вот возникла ситуация, когда понадобилась унификация описания музейного предмета для введения в базу данных. Мы как честные люди в начале 1994 года поехали в Москву в министерство. Нам сказали: "Работайте..." А у нас уже тогда существовал на дискетах электронный альбом по рыбинскому музею. Дискеты мы отдали. Прошло еще два года. Мы тут бились сами, поняли, что с министерством ничего не получается. Собирали свои музеи и провели, наверное, штук семь обучающих семинаров. Были и выездные заседания....
     Саму идею музейный народ встречал в штыки: это дадим, это не дадим. Мы ездили по музеям, убеждали, спорили, доказывали, выработали какой-то алгоритм жизни, как это надо вводить. Выступали на всех компьютерных конференциях, учились сами и пытались обучать музеи. Казалось, мы достаточно успешно двигались вперед.
     В 1996 году приезжаем в министерство. Нас вроде ругают за то, что бежим впереди паровоза, что-то делаем не так... Мы киваем - ничего не поделаешь. А потом, когда официальная часть кончилась, нам вдруг говорят: "Ребята, как хорошо, что вы приехали. У нас тут электронный альбом ваш, так мы не знаем, как его в компьютер вставить. Может, вы покажете..." Комментарии, как говорится, излишни.
     Об общих стандартах мы договорились в 1996 году, а передовые музеи заговорили об этом в 1997-м. Министерство задумало их разрабатывать в 1998-м, АДИТ - только в 1999 -2001годах, причем министерством общие стандарты до сих пор не приняты.
Компьютеризация всей страны:
    - Благодаря тому, что мы живем вместе, а не каждый музей в отдельности, мы можем решать любые вопросы. В свое время музеи Ярославской области сделали единый справочник. В 1996 году мы поняли, что надо создавать электронную базу по музеям и их коллекциям, формировать контактную информацию для туристов, для потенциальных партнеров. И тогда мы создали сайт, который так и назвали: "Вместе". Сейчас существует уже единый портал музеев Ярославской области. Он для всех интересующихся - открыт. 
Голос скептика: 
    - Сдаюсь. И за скепсис готов извиниться. Просто такого директорствующего коллектива, живущего в спорах, поиске и любви одновременно - встречать не приходилось. Решив столь глобальные вопросы, вы, наверное, теперь просто приятно проводите время вместе, распространив свою дружбу на хранителей, экспозиционеров, людей, занимающихся массовой работой в ваших музеях, и так далее до смотрителей?
Директора:
    - Да. Без шуток, и хранители у нас общаются с хранителями, и экспозиционеры с экспозиционерами, и массовики. Мы даже устраиваем для них совместные семинары. Они у нас обмениваются опытом и готовы друг другу помогать. Все мы друг друга знаем и на том стоим. А вы как думали? При этом индивидуальность музея - прежде всего. При всеобщей доброжелательности, проблемы у всех неодинаковые, и решать их приходится лицом к лицу с конкретными обстоятельствами. 

Вопрос. А могли бы вы вот сейчас рассказать о проблемах конкретного музея, раз в курсе всех дел на местах?
Директора:
     - Легко. Проблемы каждого музея нам известны. И в лице Совета директоров они имеют самого делового и доброжелательного оппонента. Одна директорская голова хорошо, а посоветоваться вовремя с людьми, которым не надо ничего объяснять про музейную жизнь, которые всегда готовы помочь конкретно, конструктивно и будут вместе с тобой искать решение того или иного вопроса, это дорогого стоит. 
Совет директоров о своих музеях.
Ростов Великий: 
    - Музей федеральный. Основная проблема состоит в том, что они существуют в себе. Так как финансируются лучше других музеев, то не особенно заинтересованы, чтобы работать на город. Туристы туда ездят по определению: место такое, город с именем. Потенциал музея больше, чем потенциал города. Там удивительная интеллигенция работает. Она занимается наукой. Эта традиция идет с XIX века. Ростовское краеведение всегда было лучшим в Ярославской губернии. Они уже в ХIХ веке были научным учреждением. Там все дамы - "гранд", там почти все мужчины - "остепененные". У них такая установка, что они - научный центр. Посмотрите их сайт в Интернете. Он - зеркало музея. Кто-то делает презентационные сайты, рассказывает о том, что может предложить туристу, кто-то - развлекательные сайты, кто-то - информационные. А в Ростовском сайте все научные публикации музея полным текстом. У них подробнейшая информация о Ростовском уезде и его ценностях. План работы ростовского музея неповторим и уникален. Там описано буквально все, чем они занимаются методически и систематически. Не просто - устройство выставки, но, сколько времени у них уходит на составление тематического плана, с какими коллекциями они работают, с какими фондами. Они ездят в экспедиции летом, изучают окрестности, собирают предания, старинные вещи - они работают. И делают это на государственном уровне, для сохранения памяти.
Углич
    - Главная проблема в том, что музеи здесь зарабатывают слишком много денег. Даже не то что зарабатывают, они их просто получают, потому что те теплоходы с туристами, что идут и идут по Волге по 10 - 15 в день, их просто расслабляют. Они из породы тех дикарей, что сидят под деревом и срывают бананы. Землю им копать не нужно, еда падает в рот, но оказывается, что это порочно. Если пройти по их выставкам, посмотрев много других в ярославских музеях, то можно увидеть, что выставки здесь самые отсталые, самые слабые, хотя фонды у них богатейшие: церковные, монастырские, усадебные. Огромнейшая коллекция бисера, очень хорошая коллекция шитья. У них единственные сохранившиеся в нашем регионе цеховые знаки ремесленников. Словом, есть возможность работать блистательно, и материальная база изначально присутствует. Вот только банан, который опять падает в рот...
Рыбинск:
    - У Рыбинска другая проблема: не останавливаются теплоходы. Приезжих туристов практически нет. А в работе с местным населением приходится как бы ходить по кругу. То, что они делают с детьми, - очень хорошо. Музей привлекает сторожилов, очень много работают с ветеранами. Это единственный в области музей, который отмечает все воинские даты. Обычно у них проходит целая декада мероприятий. Если это, допустим, 23 февраля, то это и тематические экскурсии на примерах не только Красной Армии, но и более ранних событий военной истории, и встречи с ветеранами, не просто встречи, общение с ними. Естественный переход в информатизацию - для них действительно переход на новый этап развития. При этом происходит некая подмена ценностей, когда та же выставочная работа уже считается в музее вторичной...А первичная - учет музейных предметов, их представление в Интернет.
     Издательская деятельность у них сильная. Какое-то время в рыбинском музее функционировал издательский центр всех ярославских музеев, хотя эта работа велась на их средства, на их гранты. Если проходят какие-то музейные конференции, то почти всегда все программы, все тезисы выступлений глобально готовятся в Рыбинске. Они тоже переросли свой город. Возможно, в создании виртуального пространства и есть их будущее. Но главное в том, что они работают, ищут новые пути общения с городом, с миром, с сообществом.
Областной музей-заповедник:
    - Там единственная проблема, которая уже дает о себе знать: это проблема с кадрами, потому что у директора просто не хватит здоровья, чтобы удовлетворить всех тех, кто имеет какие-то амбиции. Наверное, здесь для работы с кадрами должен быть отдельный человек, потому как кадры замечательные, но каждый профессионал готов себя считать единственным и неповторимым и требовать особого подхода. Нужно, видимо, вводить в штат психолога, чтобы сохранить коллектив профессионалов. Но музей растет, он ориентирован в будущее, он современен и ищет современные формы работы. 
Общая проблема всех ярославских музеев, по мнению директоров:
   
- Трагедия Ярославских музеев состоит в том, что они переросли свой статус. Вот, к примеру, музей-заповедник, конечно, федерального уровня музей, а те, что муниципальные, как правило, город переросли. Как тут вписаться в ситуацию - большой вопрос.
Карабиха:
    - Здесь тоже вопрос с кадрами. Этот музей обязательно должен вырасти. Видите ли, до 1990 года Карабиха эксплуатировалась только как музей Н. А. Некрасова, как некое сакральное место с дырявыми углами, рваной мебелью, рассчитанное на то, что вот люди придут и зарыдают только оттого, что попали в святая святых. А времена изменились. На этом имидже теперь далеко не уедешь. 90-е годы прошли для музея недаром. Это был период для понимания того, что можно сделать. Изучалась история усадьбы до Некрасова, и после Некрасова. Здесь все надо переработать. И этим занимаются. Тем, кто придет сюда в будущем, многое оставлено их предшественниками. А молодые обязательно придут. Они будут строить новый музей. И каким он станет, мы еще надеемся увидеть. Будем помогать. У нас же есть музейный факультет в университете. Кадры куют. Вот их и хотелось бы использовать в деле, может быть и поучиться у них новому видению роли музея в современном пространстве.
Ярославский художественный музей:
    - Инициатор и идеолог многих наших совместных выставочных проектов. Работает и как музей, и как галерея. И коллекции у них не только чисто художественные. Очень творчески работают. Один филиал в Романове-Борисоглебске чего стоит... Там ведь абсолютно бытовой музей, но какой...
    Кто-то со стороны, вероятно, может их упрекнуть за сознательную близость к властям. Ничего не поделаешь, какие могут быть упреки, когда это они решили, что губернаторский дом - не просто музейное помещение, а по-прежнему если не резиденция губернатора, то место его общения с горожанами. Благодаря такой музейной стратегии бывают ситуации, когда директор получает деньги на какие-то свои нужды через голову непосредственных начальников, прямо от губернатора. Здесь для музея главное - сохранять достоинство. 
    Очень тонкая грань. Но дело от этого только выигрывает. 
Поиск необщего выражения лица:. 
    - А то, как раньше было? В какой районный музей не приедешь, везде одна и та же картина: кости, глиняные черепки, пара лаптей да крестьянский костюм. У нас ситуация меняется. В каждом населенном пункте, где есть музей, стараются сделать его со своим лицом. Вот в селе Некрасовском по доброй воле муниципальной администрации и при поддержке существовавших краеведческих клубов появился вновь созданный музей. Там сам Бог велел раскручивать его вокруг соледобычи. Нужно во что бы то ни стало найти свой ход. Может быть, это по-дурацки выглядит - музей Мыши, музей Овцы, музей Соли. Но тут есть шарм. Такого пока нет нигде, но будет обязательно, и мы можем быть первыми. 
     В Ярославской области имен практически нет. Просто краеведческий музей села Некрасово - это ничто, а вот музей Соли... Это уже посетителю о многом говорит: соль земли, соледобыча, характер с солью, есть чем поиграть, есть вокруг чего огород городить.
Музей, которого пока нет:
    - В свое время на шинном заводе был музей боевой и трудовой славы, Он, как вы понимаете, выдохся, стал неактуален и был закрыт. Теперь задумали вновь делать музей. Это попытка осмыслить прошлое. Город Ярославль в старину был городом купечества и интеллигенции, город православный, совсем не промышленный. И таким он принял советскую власть. Шинный завод стал первым крупным промышленным предприятием, возникшим в Ярославле при советской власти. Со строительством шинного завода, произошел огромный приток людей в город. Потом те, кто его строил, остались на нем работать. Произошел перелом сознания - крестьяне стали рабочими... Это история влияния советской власти на личность человека, а не история производства шин, вот она и будет отражена в новом музее.
     Разговор с музейными директорами мог продолжаться до бесконечности. 
Наверное, нельзя перечислить всего того, что делает Совет директоров ярославских музеев, эта не существующая на бумаге организация, но то, что они решают вместе, - очень помогает им жить и осуществлять свои планы.

Блиц - вопрос для ярославских директоров: кто такой музейщик?
Ответы:
   - Сумасшедший человек.
    - Это наш человек.
     - Это хранитель любви к предкам.
     - Это особый человек.
     - Это то, что связано с музеем.
     - Это душа.
     - Это ненормально ориентированная личность.
     - Это человек не от мира сего.
     - Это человек, который знает, что такое истинные ценности.
    - Это наш друг и брат.

     В виртуальном "круглом столе" принимали участие:

Андрей Евгеньевич Леонтьев, директор Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль"

Елена Андреевна Анкудинова, директор Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Вениамин Иванович Лебедев, директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова " Карабиха"

Сергей Дмитриевич Черкалин, директор Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Надежда Леонидовна Петрова, директор Ярославского художественного музея

Валерий Витальевич Денисов, директор Угличского историко-художественного музея

Галина Михайловна Петровнина, директор Переславль-Залесского музея-заповедника

Марина Владимировна Васильева, заместитель директора департамента культуры

Владимир Александрович Гречухин, председатель совета Мышкинского народного музея

Владимир Георгиевич Извеков, директор Музея истории Ярославля

Виктор Иванович Ерохин, недавний директор Угличского историко-художественногомузея, ныне заместитель директора по научной работе. 

Усыновленный директорами Сергей Николаевич Темняткин, председатель клуба "Кацкая летопись", основатель музея кацкарей

Евгения Алексеевна Кокорина, примкнувшая к ним по старой памяти,
бывший музейный хранитель, теперь менеджер проектов Центра новых информационных технологий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД