ОБРАЩЕНИЕ СЪЕЗДА

Мы сплотились в единый союз на профессиональной основе ради того, чтобы предотвратить уничтожение национального достояния России, основы которого составляют музеи и музейные фонды. Каждый из нас не просто хранитель музейных предметов, а хранитель великой истории некогда великой культурной державы, хранитель памяти наших славных предков, лучшего их того, что было создано предыдущими поколениями и бережно сохранено нашими предшественниками.
    Сегодня музеи России оказались брошенными на произвол судьбы. Правительство практически не финансирует деятельность государственных музеев. У государства не нашлось средств для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальные условия сохранности вверенных нашему попечению культурных сокровищ – многие музеи с трудом, в неимоверных условиях переживают зиму - без тепла, без света, без пожарной охраны и охранной сигнализации.
    Мы глубоко обеспокоены невежественными, низкопрофессиональными методами, с помощью которых культуру стараются приобщить к рыночной экономике.
    Со всей очевидностью стало ясно, что в ближайшее время надеяться на коренное изменение положения дел не приходится. В этой ситуации мы обязаны возвысить свой голос в защиту культуры, проявить цеховую солидарность, иначе наши музеи обречены на медленное умирание и тихое, безвестное исчезновение.
    В стране нет, и не предвидится единой конструктивной политики в области культуры, нет никакой стратегии по отношению к сохранению музейных фондов и развитию музейной деятельности. Нас сумели разобщить, разделить по ранжирам и категориям, разбросать по разным уровням подчиненности, сохранив только единый уровень полной безответственности за судьбу музейного дела в стране.
    Бесценное духовное наследие России вновь загоняют в глухие запасники и сырые подвалы, лишают крыши над головой, пытаясь выселить из занимаемых помещений, изнуряют непосильными налогами… Нас, музейщиков, держат в постоянном напряжении и страхе за настоящее и будущее тех коллекций, которые мы сохраняем, заставляют бегать по начальству, кланяться, выпрашивать жалкие крохи, унижают подачками и нищенской зарплатой, которая и так ниже всех мыслимых уровней прожиточного минимума. Да и не в одной зарплате дело – на нее ведь не отреставрируешь картины и рукописи, книги и иконы, исторические раритеты и памятники архитектуры, не обеспечишь необходимые условия их хранения и содержания!
    Понимая значение вверенного нам национального достояния и осознавая всю меру своей ответственности перед будущими поколениями, мы больше не вправе мириться с таким унизительным и бесправным положением.
    Культура должна перестать просить подаяния у власти и побираться по углам. Она обязана потребовать по праву ей принадлежащее.
    Культура должна научиться не только защищать себя, но и бескомпромиссно идти в наступление на невежество, непонимание, ведомственную ограниченность и недомыслие правящих кругов.
   Наша главная задача – поднять вопрос о приоритетности культуры в государственной политике страны. Это – единственный выход из тупика, в котором оказалась сегодняшняя Россия

 

В.И.ТОЛСТОЙМУЗЕЙ В РОССИИ- БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЕЙ
В.Толстой

Конец ХХ века и второго тысячелетия выдался у нас в стране тягостным и трагическим. Легкое дуновение начавшегося было ветерка перемен к лучшему на наших глазах обернулось параличом власти, тяжелейшим экономическим кризисом, разнузданным разгулом преступности, стремительным нарастанием безверия, отчаяния, равнодушия и апатии в обществе.
    Идеалов нет, стремления и чаяния до первобытности примитивны, из оцепенения на короткое время выводят лишь беспрецедентные по своей наглости громкие политические преступления, вновь и вновь убеждающие нас в собственной незащищенности, беспомощности, уязвимости и в полной безнаказанности зла. Зло, разрушение, распад, развал, упадок, депрессия, деградация и абсурд - торжествуют. Созидание и здравый смысл за очевидной государственной ненадобностью загнаны в тупики, их территория сжимается подобно шагреневой коже.
    И мы, музейщики, тоже виноваты в этом. Может быть, больше, чем кто-либо другой. В наших руках мощный инструмент отпора, огромной скрытой силы действия орудие - культурное достояние нации: овеществленная память минувшей славной истории, наследие российских гениев и героев, самые убедительные свидетельства прошлых побед и завоеваний, лучшие, заповедные земли России, архитектурные жемчужины, художественные сокровища, археологические реликвии, святые образа и знамена, поднимавшие некогда на подвиг. И, может быть, самое главное достояние - мы сами - люди музея, люди охранной психологии, самоотверженные, бескорыстные, увлеченные, талантливые, патриотично мыслящие, с еще живыми душами...
    Государство бросило культуру. Государство бросило музеи. Страна и утвердившаяся в ней власть лихорадочно залатывает все шире зияющие дыры, сомнительного свойства примочками и присыпками пытается залечить порожденные собственной бездарностью болячки и нарывы - ей сейчас не до нас! И очередь до нас дойдет не скоро. Пора прозреть и понять окончательно - стабильной государственной поддержки музейной деятельности больше не будет.
    Но еще важнее понять другое - вместе мы реальная и влиятельная сила. Даже в таких неблагоприятных условиях мы в состоянии остановить падение вниз и начать созидательное восхождение к благополучию и процветанию дела нашей жизни. Только для этого нам самим придется очень сильно потрудиться, прежде всего над собой – мы должны изменить некоторые привычные представления о музейной работе, пожертвовать спокойствием наших тихих научных гаваней, перестать ждать милостей неизвестно откуда, освоить новые профессии и навыки, научиться конкурентной борьбе, стряхнуть со своей шеи всех никчемных, сидящих на ней, расправить пошире плечи и сообща впрячься в наши совместные дела.
    Музей в России больше не имеет права быть лишь хранилищем прошлого, не может оставаться только пассивным демонстратором собственных экспозиций, ограничиваться изучением, описанием и каталогизацией своих фондов.
    Все эти важнейшие и главнейшие функции, безусловно, остаются за музеем. И по-прежнему остаются приоритетными. Но если мы хотим, чтобы завтра и послезавтра нам было что сохранять и исследовать, чтобы через десять и двадцать лет к нам продолжали идти за истиной и знанием люди, то простого исполнения должностных обязанностей уже явно недостаточно. Придется, как бы нам это не претило, активно вторгаться в жизнь. Воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, прежде всего самых маленьких, возрождать традиционные промыслы и ремесла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, поддерживать одаренных людей, влиять на общественное отношение всеми доступными методами (а их немало), чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей...
    Каким образом? На какие средства? Что, кроме нас, некому?
    Выходит, что некому. Именно музейщики, и, в первую очередь, провинциальные музейщики, являют собой реальную, морально наиболее здоровую и способную к созиданию силу, обладающую к тому же почти неисчислимыми ресурсами, которые, правда, как и все остальные ресурсы отечества, используются крайне нерационально. Но они хотя бы не подвержены, по счастью, такому же тотальному разбазариванию и разворовыванию, как богатство наших недр. Реальный золотой запас России стремительно истощается, но запас наших культурных ценностей, сосредоточенный в музейных фондах и также не раз подвергавшийся разорительным набегам, все еще внушителен. На его основе, при умелой и солидарной политике сохранения и презентации нашего наследия, при отлаженном механизме самостоятельного развития культурного, межмузейного туризма, выставочной и издательской деятельности, массового производства сувенирной продукции и сохранении монополии на ее реализацию, привлечении инвестиций под осуществление совместных проектов, при возрождении лучших традиций отечественного меценатства, грамотной работе с международными фондами, и общественными организациями - при всех этих условиях вполне возможна и осуществима коммерчески оправданная, прибыльная музейная деятельность.
    Это длительный, тяжкий, требующий изнурительных и по большей части неоплаченных усилий путь. Но он единственный приближает свет в конце туннеля, открывает горизонты и внушает надежду на будущее. Хочется искренне верить в него и в нашу удачу на этом пути. У нас обязательно все получится. И за дело!

В.Толстой
25 ноября 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД