Подробности  

Григорьев С.А.
Весенний день. 1946

 Лесин В.
Осень. 1986

залах Ростовского областного музея изобразительных искусств 29 января 2016 г. в 16 час. состоится открытие выставки из собрания музея «Магия акварели».
    Произведения, созданные в технике акварели, сложно причислить целиком к живописи или назвать графикой. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
    Это уникальная «графическая живопись», которая возникла в Китае и стала развиваться после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII–XIII веках бумага получила распространение в Европе. В разные периоды акварель играла разную роль в развитии изобразительного искусства. От малозначительной – до весьма весомой. Особенный интерес стал проявляться в XIX столетии в Англии, благодаря выдающемуся мастеру Джозефу Тернеру. В России важным этапом становления акварели на высокий профессиональный уровень было организованное в 1887 году «Общество русских акварелистов» во главе с А.Н.Бенуа. Классическое художественное образование не может быть без акварели, которой обычно начинают курс введения в живопись и ее приемы.
    Возможности этого материала очень широки. Художник может сочетать графичные штрихи полусухой кистью и работать по увлаженному листу бумаги, создавая мягкие переливы цвета и тона, вымывать уже покрытую краской поверхность и работать по сухому листу. В зависимости от задач, которые ставит мастер, можно увидеть глубокое пространство, прозрачность воздуха, плотность и весомость различных материалов. Акварелью можно работать послойно, или в один прием. Недосказанность, обобщенность, оставленный непрописанным белый лист бумаги, создающей пространство – это магия акварели.
    На выставке представлены произведения разных мастеров графиков и живописцев, которые не раз обращались к этой сложной технике, не требующей исправлений. Это и народный художник СССР А.М.Герасимов, путешествовавший в начале 1950-х годов по Индии и сделавший немало акварельных видов различных городов и характерных типов местных жителей. Интересен большими плоскостями света и тени лист «Лунный свет. Гурзуф», 1960 г. художника Рейнера Г.П. Легкое прикосновение кисти, обобщение создает образ и состояние мотива в листе Григорьева С.А. «Весенний день». 1946 г. Точка зрения сверху в листе Козловой Е.А. дает возможность увидеть мир с высоты птичьего полета, где природа и человек живут своей жизнью в едином пространстве. Низкий горизонт дает возможность показать небо, в его сложной текучести облаков, прозрачности цвета и насыщенности воздухом. Деревья, качаемые ветром, смотрятся как настоящие исполины (Тимофеев А.В. «Южные Курилы», 1973 г.). Соединение воды и неба, света и тени, ощущение влажности воздуха, чувствуется в произведениях Романенко В.Н. Насыщенность цвета, легкость и непринужденность влажного мазка Резниченко В.А. «Весенний паводок». Акварели подвластны как классические приемы реалистического видения, так и яркая, плотная безудержная декоративность Сухорукова В.С. «Бакенщик», 1979, поэзия многослойности Петрашкевич С.И. «Русалка на ветвях сидит» 1998. Тонкие и сложные листы Мытникова А.А. – и воздушные, и пространственные, и живописные. На выставке представлено более 30 произведений художников ХХ века, начиная с 1940-х годов.  Разные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, в которых можно увидеть индивидуальный творческий подход каждого мастера, его задачи и приемы, с помощью которых он их решает.
    Открытие выставки состоится 29-го января в 16 часов в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств (пр.Чехова, 60). Выставка работает по 29 февраля.
    Куратор выставки – главный хранитель музея И.О.Воробьева (2013984)
  
ГУК РО «Ростовский областной музей изобразительных искусств»
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115, ул. Чехова, 60
Тел./ факс (863) 240-29-07, 265-41-26
E-mail: romii@mail.ru 
Сайт http://romii.ru/ 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД