К. Претро. Сороть. Осень. 1999. |
К. Претро. Осень. Михайловское.
2005. |
Пушкинском
заповеднике «Михайловское» 26 июля 2014 г. открылась выставка К.Г.
Претро «Лирический дневник», живопись и графика Коринны Претро из
музейного и авторского собраний, посвященная ее 75-летию. Внешняя хрупкость и внутренняя сила характера, французский шарм, доставшийся от предков, и русская терпимость, укоренившаяся со времени блокадного Ленинграда, изысканность творческого поиска и непритязательность в деревенском быту – все это составляет образ талантливой художницы и певца Пушкиногорья Коринны Германовны Претро. В начале 60-х годов XX в. вместе с другими студентами-практикантами она побывала на святой Пушкинской земле, и это боевое крещение стало фундаментом большого и светлого чувства, которое вдохновляет и гармонизирует на протяжении жизни. |
|
К. Претро. Аллея Керн. 1999.
|
|
Позднее Коринна стала владелицей небольшого дома в деревне Воронич
Пушкиногорского района Псковской области, где проводит каждое лето, без
устали исследуя каждый уголок тригорского парка и рисуя его
разнообразные «портреты». Коринна Претро родилась в 1939 году в Ленинграде в семье обрусевших французов, живших в Петербурге со времен Пушкина. Воспитанием ее занималась бабушка. Пережив с семьей тяжелые дни блокады, она закончила с серебряной медалью среднюю художественную школу при Институте им. И. Е. Репина, а в 1965 г. – графический факультет этого института. С 1975 года является членом Союза художников. Призванием ее жизни стала книжная и станковая графика, а любимой техникой – пастель, акварель, сухая игла. Она оформила около сорока книг, в том числе адресованную детям книгу «Звездочеты» для Нью-Йоркского издательства «Тамбурин-Букс» (1992 г.). Особое место в ее работе занимает иллюстрирование книг петербургского писателя Бориса Николаевича Сергуненкова, с которым ее связывает семейный и творческий союз. В 1984 году Коринна Претро стала дипломантом Всероссийского конкурса книги, в 2003 году была награждена Золотой медалью Академии художеств за работы последних лет. Выставки Коринны Претро ежегодно проводятся как в России, так и за рубежом (Прага, Будапешт, Болонья, Барселона, Рим, Венеция, Париж). Ее работы хранятся в собраниях ведущих музеев нашей страны – Третьяковской галерее, Русском музее, Санкт-Петербургском музее истории города, Музее истории религии, Музее городской скульптуры, Национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Музее современного искусства «Манеж» (Санкт-Петербург). К юбилею художника Пушкинский заповедник представляет коллекцию работ, написанных Коринной Германовной Претро на Псковской земле в разные годы. Работы оригинальны и исполнены вдохновения, от реалистичных оттенков художник порой переходит к сказочной палитре красок, и всех их объединяет большая любовь к своего рода малой родине – Пушкиногорью. Святые Горы. Я гляжу на этот «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» глазами поэта, написавшего эти строки. Я хожу с альбомом и рисую (весной и осенью почти каждый день), веду своего рода дневник даже не моей жизни здесь, а жизни окружающей меня природы. У меня есть любимые места, к которым я возвращаюсь снова и снова; есть же такие пейзажи, которые безвозвратно утрачены: упало или спилили дерево, молодая поросль закрыла тот кусочек парка, который был мне так мил; но зато открылся новый пейзаж с новыми далями, кустами и деревьями. Я прихожу на одно и то же место и не узнаю его: другие цветы, другое освещение, другое небо. Мне очень интересно рисовать этот без конца меняющийся мир и вести своего рода летопись окружающей природы. Впервые я приехала в Святые Горы на практику, когда была студенткой Академии художеств. Жили мы в школьном городке, где-то над почтой, ходили пешком, не было никаких велосипедов. Обедали в ресторане, который за высокое местоположение называли Парфеноном. Там была дешевая еда, которую мы, студенты, могли себе позволить, а у дверей стоял швейцар в фуражке и шинели с галунами. Рисовали мы в Михайловском, в монастыре, в Ворониче (ни в Тригорском, ни в Петровском усадьбы не были еще восстановлены). Купались в Сороти. Ели в лесу малину. Встречались с Семеном Степановичем Гейченко. Прошло много-много лет, я вернулась сюда, но уже не как гостья, а как постоянный житель, построила свой дом на том самом месте, где когда-то жила на даче в 30-е годы моя матушка, в Ворониче, на старой Опочецкой улице (ныне улица Южная). Каждую весну я приезжаю сюда из Петербурга и живу до глубокой осени. Я вижу, как зеленеют поля и луга, как разливается Сороть, я слышу пение жаворонков, соловьев и иволги. Вижу, как расцветают эти луга, как зреет на полях урожай, как осенью они засыпают. Я становлюсь свидетелем разных перемен, и природных, и человеческих. Еще недавно в тригорском саду красовался дуб-беседка, вот ветер ломает его могучие сучья – и силуэт его разительно меняется: это уже потрепанное жизнью дерево-инвалид, а не прежний могучий красавец. А на городище стоял фундамент церкви Георгия Победоносца, но вот пришли строители и стали возводить храм. И он стоит живой, новый, и кажется, что он всегда украшал этот пейзаж. Вот луг, на котором на практике я рисовала сенокос, где еще недавно паслись 14 коров - теперь он пуст. Вот соседский огород, хорошо видный из окна моей мастерской. Осень, несколько баб в пестрых платках и платьях, рыжий конь Красавчик, оранжевые деревья. Убирают картошку. Теперь хозяев нет – умерли. Огород зарастает лесом. А это сажают картошку у Зиновьевых: весна, май, белая лошадь, пышно цветут яблони, городище как уснувшее огромное животное, синее небо. Яблони по весне еще цветут, а картошку сажать уже некому. А вот ворота кладбища в Ворониче, где похоронены моя матушка, и брат, и большинство моих бывших соседей по деревне и где хотелось бы упокоиться и мне. Первый снег. Домик опального поэта затерялся в этом унылом пейзаже, и только березы, еще рыжие, украшают его. И везде незримое присутствие Пушкина. Здесь, по этой дороге, он ходил, здесь сидел, здесь писал стихи, здесь думал и учился «в истине блаженство находить», здесь зрел душой и наполнялся духом, здесь слышался его смех и здесь текли его невидимые слезы. Остановись, мгновенье! Запечатлим кусочек этого чудного бытия, эти слова, если не в вечности, то в памяти потомков, – этот прекрасный, вечно меняющийся мир, обожим его по мере своих слабых сил, как это сделал великий поэт, принесший нам радость любви и надежду возрождения. Я раскрываю альбом и рисую… К. Претро ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» |
|