Подробности  

К. Претро. Сороть. Осень. 1999.
Из фондов Пушкинского заповедника

К. Претро. Осень. Михайловское. 2005.
Из фондов Пушкинского заповедника

Пушкинском заповеднике «Михайловское» 26 июля 2014 г. открылась выставка К.Г. Претро «Лирический дневник», живопись и графика Коринны Претро из музейного и авторского собраний, посвященная
ее 75-летию.
    Внешняя хрупкость и внутренняя сила характера, французский шарм, доставшийся от предков, и русская терпимость, укоренившаяся со времени блокадного Ленинграда, изысканность творческого поиска и непритязательность в деревенском быту – все это составляет образ талантливой художницы и певца Пушкиногорья Коринны Германовны Претро.
    В начале 60-х годов XX в. вместе с другими студентами-практикантами она побывала на святой Пушкинской земле,
и это боевое крещение стало фундаментом большого и светлого чувства, которое вдохновляет и гармонизирует на протяжении жизни.

К. Претро. Аллея Керн. 1999.
Из фондов Пушкинского заповедника

Позднее Коринна стала владелицей небольшого дома в деревне Воронич Пушкиногорского района Псковской области, где проводит каждое лето, без устали исследуя каждый уголок тригорского парка и рисуя его разнообразные «портреты».
    Коринна Претро родилась в 1939 году в Ленинграде в семье обрусевших французов, живших в Петербурге со времен Пушкина. Воспитанием ее занималась бабушка.  Пережив с семьей тяжелые дни блокады, она закончила с серебряной медалью среднюю художественную школу при Институте им. И. Е. Репина, а в 1965 г. – графический факультет этого института. С 1975 года является членом Союза художников. Призванием ее жизни стала книжная и станковая графика, а любимой техникой – пастель, акварель, сухая игла. Она оформила около сорока книг, в том числе адресованную детям книгу «Звездочеты» для Нью-Йоркского издательства «Тамбурин-Букс» (1992 г.). Особое место в ее работе занимает иллюстрирование книг петербургского писателя Бориса Николаевича Сергуненкова, с которым ее связывает семейный и творческий союз. В 1984 году Коринна Претро стала дипломантом Всероссийского конкурса книги, в 2003 году была награждена Золотой медалью Академии художеств за работы последних лет.
    Выставки Коринны Претро ежегодно проводятся как в России, так и за рубежом (Прага, Будапешт, Болонья, Барселона, Рим, Венеция, Париж). Ее работы хранятся в собраниях ведущих музеев нашей страны – Третьяковской галерее, Русском музее, Санкт-Петербургском музее истории города, Музее истории религии, Музее городской скульптуры, Национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Музее современного искусства «Манеж» (Санкт-Петербург).
    К юбилею художника Пушкинский заповедник представляет коллекцию работ, написанных Коринной Германовной Претро на Псковской земле в разные годы. Работы оригинальны и исполнены вдохновения, от реалистичных оттенков художник порой переходит к сказочной палитре красок, и всех их объединяет большая любовь к своего рода малой родине – Пушкиногорью.

    Святые Горы. Я гляжу на этот «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» глазами поэта, написавшего эти строки.
    Я хожу с альбомом и рисую (весной и осенью почти каждый день), веду своего рода дневник даже не моей жизни здесь, а жизни окружающей меня природы. У меня есть любимые места, к которым я возвращаюсь снова и снова; есть же такие пейзажи, которые безвозвратно утрачены: упало или спилили дерево, молодая поросль закрыла тот кусочек парка, который был мне так мил; но зато открылся новый пейзаж с новыми далями, кустами и деревьями.
    Я прихожу на одно и то же место и не узнаю его: другие цветы, другое освещение, другое небо.
    Мне очень интересно рисовать этот без конца меняющийся мир и вести своего рода летопись окружающей природы.
    Впервые я приехала в Святые Горы на практику, когда была студенткой Академии художеств. Жили мы в школьном городке, где-то над почтой, ходили пешком, не было никаких велосипедов. Обедали в ресторане, который за высокое местоположение называли Парфеноном. Там была дешевая еда, которую мы, студенты, могли себе позволить, а у дверей стоял швейцар в фуражке и шинели с галунами. Рисовали мы в Михайловском, в монастыре, в Ворониче (ни в Тригорском, ни в Петровском усадьбы не были еще восстановлены). Купались в Сороти. Ели в лесу малину. Встречались с Семеном Степановичем Гейченко.
    Прошло много-много лет, я вернулась сюда, но уже не как гостья, а как постоянный житель, построила свой дом на том самом месте, где когда-то жила на даче в 30-е годы моя матушка, в Ворониче, на старой Опочецкой улице (ныне улица Южная).
    Каждую весну я приезжаю сюда из Петербурга и живу до глубокой осени. Я вижу, как зеленеют поля и луга, как разливается Сороть, я слышу пение жаворонков, соловьев и иволги. Вижу, как расцветают эти луга, как зреет на полях урожай, как осенью они засыпают.
    Я становлюсь свидетелем разных перемен, и природных, и человеческих. Еще недавно в тригорском саду красовался дуб-беседка, вот ветер ломает его могучие сучья – и силуэт его разительно меняется: это уже потрепанное жизнью дерево-инвалид, а не прежний могучий красавец.
   А на городище стоял фундамент церкви Георгия Победоносца, но вот пришли строители и стали возводить храм. И он стоит живой, новый, и кажется, что он всегда украшал этот пейзаж. Вот луг, на котором на практике я рисовала сенокос, где еще недавно паслись 14 коров - теперь он пуст. Вот соседский огород, хорошо видный из окна моей мастерской. Осень, несколько баб в пестрых платках и платьях, рыжий конь Красавчик, оранжевые деревья. Убирают картошку. Теперь хозяев нет – умерли. Огород зарастает лесом.
    А это сажают картошку у Зиновьевых: весна, май, белая лошадь, пышно цветут яблони, городище как уснувшее огромное животное, синее небо. Яблони по весне еще цветут, а картошку сажать уже некому. А вот ворота кладбища в Ворониче, где похоронены моя матушка, и брат, и большинство моих бывших соседей по деревне и где хотелось бы упокоиться и мне.
    Первый снег. Домик опального поэта затерялся в этом унылом пейзаже, и только березы, еще рыжие, украшают его.
    И везде незримое присутствие Пушкина. Здесь, по этой дороге, он ходил, здесь сидел, здесь писал стихи, здесь думал и учился «в истине блаженство находить», здесь зрел душой и наполнялся духом, здесь слышался его смех и здесь текли его невидимые слезы.
    Остановись, мгновенье! Запечатлим кусочек этого чудного бытия, эти слова, если не в вечности, то в памяти потомков, – этот прекрасный, вечно меняющийся мир, обожим его по мере своих слабых сил, как это сделал великий поэт, принесший нам радость любви и надежду возрождения.
    Я раскрываю альбом и рисую…

К. Претро

ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий), 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru/
  
 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД