Подробности

Самарском областном художественном музее 27 марта 2014 г. в 18.00 открывается персональная выставка Виталия Редкина (1939–1992) «Меланхолия беспредметного».
    Представляем первую за двадцать лет музейную выставку одного из пионеров абстрактного искусства Самары. Экспозицию составили около трех десятков живописных произведений и этюдов Виталия Редкина, переданных в дар музею Оксаной Стоговой, а также картины, уже входившие в коллекцию СОХМ. Основная идея выставки – показать авторский путь от минималистского пейзажа в сторону беспредметности, при полном сохранении меланхолически-отстраненного художественного «почерка».

    Виталий Редкин учился в Пензенском художественном училище, но оставил его, разочаровавшись в учителях и системе; четыре года учился заочно в Московском художественно-технологическом институте на факультете прикладного искусства. В итоге получил диплом специалиста по художественному редактированию книг и журналов. Его творческий рост стремителен, он быстро проходит несколько этапов развития от пейзажного реализма, через наив и почти лубочную декоративность к упрощенному, полустилизованному пейзажу. Складывается круг общения с художниками, почти единомышленниками: Валентином Пурыгиным, Иваном Карпуновым, Вячеславом Суховым и др. Чуть позже судьба сводит его с Юрием Скачковым и Евгением Бутенковым и, несмотря на разницу в возрасте, их дружба продлится почти 20 лет.
    В начале 1980-х его пейзажи легки, но в тоже время плотны и полновесны. Художники называли его «небистом» за его необыкновенно реалистичные небеса в картинах, но мало кто знает, что он часами стоял на горе, фотографируя поминутно фазы развития кучевых облаков, а потом, в мастерской, часами изучал сотни черно-белых фотографий, стараясь понять структуру и строение облака. Точно так же, почти аналитически, изучал он ленты леса, охватывающие холмы, заполняющие овраги, и строение отдельного дерева. Благодаря первым «Жигулевским кругосветкам», организованным Ю. Скачковым, он находит для себя «прибежище монаха-отшельника» – Винновку.
    К середине 1980-х его творческая ситуация достаточно оптимистична и устойчива – ответственный секретарь Союза художников, позже – преподаватель художественного училища. Его пейзажи тонки и лиричны, сам он, благодаря легкости характера и оптимизму, привечаем со стороны коллег. Его можно назвать восторженным романтиком. Но именно в это время происходит жизненный крах такой силы, что романтик и лирик в одночасье умирает. Серьезный инфаркт у него самого, тяжелая болезнь и затем смерть жены производят переворот в его сознании. Стоя практически на пороге смерти, он создает эскизы в другом пластическом языке и обращается к темам смерти, памяти, лабиринта, тупика, дегуманизации человека, уничтожения им природы.
    Стремясь оторваться от реалистической живописи, в разочаровании от всего того, что он раньше создал, он уничтожает все свои картины, которые были в мастерской, оставив несколько этюдов. В его записных книжках появляются сотни эскизов, текстовое сопровождение, размышления о пути художника. Каждый эскиз размером не более 3х3 сантиметра, но абсолютно точен по линиям и формам и производит впечатление монументального полотна. Он действительно мог бы создавать в день по картине, как утверждал тогда, опираясь на черновой материал, который у него уже был, но судьба не предоставила ему этого шанса. Виталий Редкин прожил чуть более 50-ти лет, уничтожив почти все то, чему его учили, оставив лишь малое число картин и несколько записных книжек.
    «Немногочисленные сохранившиеся работы Редкина являют нам самарский вариант «магического реализма». Они меланхолически окрашены и располагают к медитации. Это «вещи в себе», как бы отраженные в зеркалах миражи, погруженные в дремоту и метафизическую печаль ландшафты Жигулей. Они заняли подобающее место на недавней выставке «Символы места» в СОХМ. Налицо принципиальное тяготение автора к аскетизму, минималистской ограниченности языка. Преобладает приглушенные тона – серо-зеленое, разные оттенки коричневого – почти отсутствуют цвета теплой цветовой гаммы.
    Трагические события заставили автора кардинально пересмотреть весь предшествующий творческий путь, привели к отказу от изобразительности, принципиальному абстрагированию форм. Однако, при всей условности произведений, ощутима их внутренняя связь с ландшафтными прототипами.  Сохранившиеся поздние работы Редкина – идеализированные, абстрагированные пейзажи с четко прослеживающимися соотношениями верха (небо) и низа (гора, поверхность моря). Здесь явственно доминирует идеально-круглый, как бы нависающий шар – солнце, луна (?) – а может быть, это триеровская планета Меланхолия, приближающаяся к Земле, чтобы уничтожить все живое на ней и ее самое? Здесь все пронизано ощущением присутствия таинственных, роковых, пронизывающих все угроз, исходящих от Космоса, Судьбы. Мы наблюдаем зарождение смерча на гладкой поверхности якобы индифферентного мирового океана; переживаем трагедию страдающей природы – простертые к небу в мольбе «руки-клешни» воспринимаются как окаменевшие остатки чего-то прежде живого и вызывают ассоциации с «Разрушенным городом» – памятником Роттердаму Цадкина 1953 года.  На наших глазах ветви условного «куста» превращаются в жестикулирующие квазичеловеческие фигуры (вспоминается «Солярис» Лема с его Океаном, воспроизводящим эпизоды из жизни астронавтов). Здесь пролегает путь к Кресту, водруженному то ли в пустыне, то ли на марсианской горе – как символ конца и безнадежности. Мы открываем для нашей публики еще одного автора, без творчества которого самарское искусство было бы неполным».

Татьяна Петрова, зам. директора по научной работе СОХМ

    Выставка продлится до 11 мая 2014 г. по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 92, 1-й этаж, залы бывшей галереи «Коллекционер».
    Тел. для справок: (846) 332-33-09, 332-05-64.
ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru 
Сайт http://www.artmus.ru/

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД