На открытии выставки «Мариус
Бауэр. Голландский ориенталист снова в России», |
|
коло шестисот различных мероприятий проведено в России и Нидерландах в 2013-м в рамках перекрестного года культуры. Среди них – ряд мероприятий, подготовленных при участии Фонда инвентаризации культуры (SCI, Амстердам) – давнего партнера АМР, а также художественных музеев и галерей ряда регионов России – друзей и участников проектов АМР и SCI в сфере сохранения и изучения культурного наследия. | |
В разные годы, начиная с 2007, десятки региональных музеев России участвовали в совместных проектах АМР и SCI по сохранению, изучению и включению в единое мировое культурное пространство своих коллекций голландского и фламандского искусства. Все они приняли участие в перекрестном годе культуры Нидерландов и России, найдя свои, порой необычные формы показа посетителю своих коллекций. | |
Выставки искусства Голландии, Фландрии, Бельгии XVI–XIX веков прошли в Пермской художественной галерее, Калужском областном художественном музее, Ярославском художественном музее (из собрания Рыбинского музея-заповедника), совместный проект музейщиков Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска, Перми и Тюмени – выставка «Окно в Европу» – экспонировался в Екатеринбурге, а затем в Омске. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в рамках проекта «Выставка одной картины» представил | |
На выставке «Окно в
Европу». Игорь Мартынов представляет «Мужской портрет» Г. Капмхейзена
(XVII в.) – «экспонат № 1», |
|
зрителям работу Изаака Ван Дюйнена (круг) «Рыбы». |
|
С новой сенсационной атрибуцией связана и выставка в Ирбитском музее изобразительных искусств «Питер Пауль Рубенс и его время». Именно на ее открытии экспертная комиссия из Эрмитажа, сообщила свои выводы, что пролежавшая 40 лет в хранилище музея в Ирбите как копия картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», является подлинным произведением мастерской великого Рубенса. | |
«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Фото из личного архива Валерия Андреевича Карпова, директора ИГМИИ |
|
Возникшее в результате участия музеев в совместных
международных проектах АМР и SCI сотрудничество с Фондом, контакты с
Международным советом кураторов голландского и фламандского искусства (CODART),
доступ к международным базам данных музейных собраний позволили получить
специалистам из этих музеев бесценную помощь в изучении их музейных
коллекций. Важной новостью для них станет известие, что Государственный
институт истории искусства Нидерландов (RKD, Гаага) приступил к
размещению на своем сайте баз данных музейных коллекций голландского и
фламандского искусства с сайта СurturalHeritage.cc. Уже введена
информация о коллекции Национального музея Кубы, на очереди – базы
данных российских региональных музеев. Это стало возможным в первую очередь благодаря многолетним усилиям директора фонда SCI г-жи Лии Гортер. Не счесть ежегодных деловых поездок представителей фонда и музейных специалистов из Нидерландов по регионам России: Тамбов, Калуга, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск – сотрудники музеев этих городов помнят приезды голландцев и в экстремально холодном феврале 2007, и душным летом 2012 г., когда шла подготовка мероприятий перекрестного года культуры. «Мы стали звездами телеэкрана в России», – шутит Лия Гортер, ведь выставка «Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России», организованная усилиями сотрудников фонда и прошедшая в этом году в Москве и Казани, имела широкий резонанс и внимание публики: несколько интервью, телевизионных передач и статей в прессе были посвящены ей. В сотрудничестве с SCI Омским художественным музеем им. М.А. Врубеля в июне 2013 г. был организован Международный научно-практический семинар «Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи». Фонд организовал участие большой группы искусствоведов, историков и реставраторов из Нидерландов в лекциях и мастер-классах, на которые съехались около 50 специалистов из музеев Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Челябинска. |
|
Во время мастер-класса на семинаре в Омском музее. Омск, июнь 2013 |
|
В канун католического Рождества в Тульском областном
художественном музее в зале голландского и фламандского искусства прошел
круглый стол «Голландский проект российских музеев. Сотрудничество,
исследования, открытия», организованный совместно с АМР для музейных
работников и студентов-гуманитариев. «Тульский художественный музей ввел в базу данных CulturalHeritage сведения обо всех произведениях голландской и фламандской живописи, которых в собрании музея насчитывается около восьмидесяти. Многие из них имеют очень высокий художественный уровень», – рассказала куратор проекта в тульском музее, заведующая музеем, искусствовед, член CODART Елена Ивановна Оленич. |
|
«Важнейшими результатами проекта, – подчеркнула она, –
стало сотрудничество российских специалистов с голландскими коллегами в
области исследования, хранения и реставрации произведений живописи и
графики, участие в совместных конференциях и семинарах, общение с
коллегами из музеев Европы благодаря организации CODART, а также
возможность консультаций с экспертами из Нидерландского институт истории
искусств и использование обширнейших информационных ресурсов его базы
данных RKD. Все это раскрывает перед нами, специалистами из региональных
музеев, новые возможности в области изучения своих коллекций, уточнения
имеющихся атрибуций, поиска имен авторов, скрывающихся за понятием
«неизвестный художник», получения биографических данных о большом
количестве мастеров». С некоторыми впечатляющими результатами исследований тульской коллекции Е.И. Оленич познакомила коллег в ходе встречи. Так, благодаря данным базы CulturalHeritage в Музее иностранного искусства города Риги было обнаружено произведение, чрезвычайно похожее на картину «Стадо на водопое» из тульского музея, которое приписывается Классу Берхему. «На рижской картине есть подпись: L. Tieling f. Формально-стилистический анализ произведений дал возможность предположить, что тульская картина является вариантом композиции именно этого автора, что подтвердилось во время консультации с Бернардом Верметом, экспертом Фонда инвентаризации культуры (SCI), – рассказала Елена Ивановна. Живописные достоинства тульской картины позволяют высказать предположение о подлинности работы. Разумеется, что точку в этом вопросе может поставить только технико-технологическая экспертиза. Тем более что в этом может помочь Татьяна Васильевна Максимова – эксперт-технолог, проводившая экспертизу рижской коллекции. По данным RKD произведений Л. Телинга известно крайне мало, так что если их список пополнится и тульской картиной, для музея это будет предметом гордости. Хотелось бы сказать слова благодарности организации CODART за ее обширную деятельность и предоставленную возможность более тесного общения со специалистами в области голландско-фламандского искусства в России и мире». Елена Оленич также рассказала также об участии тульского музея в мероприятиях года культуры Нидерландов и России. Вместе с другими региональными музеями из Екатеринбурга, Самары, Саратова, Иваново музей принимает участие в выставке «Казимир Малевич и русский авангард» в Музее Стеделик в Амстердаме (Stedelijk Museum), включающую также избранные работы из коллекций Харджиева и Костаки. Это самый масштабный за последнее двадцатилетие проект, посвященный творчеству пионера русского авангарда Казимира Малевича (1879–1935). |
|
Речь на встрече шла и о новых
проектах фонда SCI и о дальнейшем сотрудничестве с музеями России и АМР.
Как рассказали члены АМР Евгений Сурин, директор Исполкома АМР, и
координатор музейных проектов АМР Чижова Елена, в 2014 году, фонд
SCI продолжит организацию в России
практических семинаров и мастер-классов по реставрации произведений
искусства. Уже запланированы семинары для специалистов музеев
московского региона, а также для музеев Сибири и Дальнего Востока, а
музейных специалистов из Саратова, Казани, музея-заповедника
«Коломенское» ждет ознакомительная поездка в Нидерланды. Ассоциация музейных работников (АМР) |
|