Подробности

На открытии выставки «Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России»,
организованной усилиями сотрудников фонда SCI и прошедшей в Москве и Казани. 2013

коло шестисот различных мероприятий проведено в России и Нидерландах в 2013-м в рамках перекрестного года культуры. Среди них – ряд мероприятий, подготовленных при участии Фонда инвентаризации культуры (SCI, Амстердам) – давнего партнера АМР, а также художественных музеев и галерей ряда регионов России – друзей и участников проектов АМР и SCI в сфере сохранения и изучения культурного наследия.
    В разные годы, начиная с 2007, десятки региональных музеев России участвовали в совместных проектах АМР и SCI по сохранению, изучению и включению в единое мировое культурное пространство своих коллекций голландского и фламандского искусства. Все они приняли участие в перекрестном годе культуры Нидерландов и России, найдя свои, порой необычные формы показа посетителю своих коллекций.    
    Выставки искусства Голландии, Фландрии, Бельгии XVI–XIX веков прошли в Пермской художественной галерее, Калужском областном художественном музее, Ярославском художественном музее (из собрания Рыбинского музея-заповедника), совместный проект музейщиков Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска, Перми и Тюмени – выставка «Окно в Европу» – экспонировался в Екатеринбурге, а затем в Омске. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в рамках проекта «Выставка одной картины» представил

На выставке «Окно в Европу». Игорь Мартынов представляет «Мужской портрет» Г. Капмхейзена (XVII в.) – «экспонат № 1»,
с которого начиналась история галереи в Перми. Фото Д. Зведениновой

зрителям работу Изаака Ван Дюйнена (круг) «Рыбы».
   В рамках фестиваля «Ночь музеев-2013» в Ярославле прошла программа под названием «Букет королеве». Посетители художественного музея услышали голландскую музыку XVIII–XX веков в исполнении ансамбля «Барокко», их ждали «Прогулки по Амстердаму» – путешествие по выставке гравюр XVIII века с видами города и жанровыми сценами, а в свете фонарей – песочное шоу «Образы Голландии».
В Ульяновском областном художественном музее в «Ночь музеев-2013» прошел цикл мероприятий в экспозиции искусства Нидерландов: арт-викторина «Загадки Сивиллы», игровая программа для детей по истории голландского натюрморта XVII в. «Возьмите в руки карандаш», где юные зрители могли с помощью цветных карандашей создать свой натюрморт, работала «Мастерская художника», где ульяновские живописцы создавали «портрет в голландском стиле», а моделью мог стать любой посетитель музея.
    В ряду мероприятий, организованных музеями, – цикл лекций Игоря Мартынова, заведующего отделом западноевропейского искусства Пермской художественной галереи, «Музыкальная тема в автопортретах Якоба Йорданса», «Академия Питера Пауля Рубенса», «Русские коллекционеры голландского искусства», в Нижегородском художественном музее – проект «Путешествие в Голландию», включающий 4 авторских лекции и 8 занятий в экспозиции музея, а главным событием «Ночи искусств», прошедшей 3 ноября в ГМИИ Республики Татарстан, стала презентация единственной в Казани гравюры Рембрандта «Петр и Иоанн перед вратами храма».
Выставка «История Иосифа. Гаспар де Крайер или Антонио Дзанки? Атрибуция картины из коллекции Г.Е.Шварца», прошедшая в Курской картинной галерее им. А.А. Дейнеки, – возвращение к истории бытования картины «Иосиф в темнице», попытка открыть зрителю часть музейной работы, связанной с установлением авторства, школы, т.е. – с атрибуцией.

    С новой сенсационной атрибуцией связана и выставка в Ирбитском музее изобразительных искусств «Питер Пауль Рубенс и его время». Именно на ее открытии экспертная комиссия из Эрмитажа, сообщила свои выводы, что пролежавшая 40 лет в хранилище музея в Ирбите как копия картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», является подлинным произведением мастерской великого Рубенса.

«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Фото из личного архива Валерия Андреевича Карпова, директора ИГМИИ

    Возникшее в результате участия музеев в совместных международных проектах АМР и SCI сотрудничество с Фондом, контакты с Международным советом кураторов голландского и фламандского искусства (CODART), доступ к международным базам данных музейных собраний позволили получить специалистам из этих музеев бесценную помощь в изучении их музейных коллекций. Важной новостью для них станет известие, что Государственный институт истории искусства Нидерландов (RKD, Гаага) приступил к размещению на своем сайте баз данных музейных коллекций голландского и фламандского искусства с сайта СurturalHeritage.cc. Уже введена информация о коллекции Национального музея Кубы, на очереди – базы данных российских региональных музеев.
    Это стало возможным в первую очередь благодаря многолетним усилиям директора фонда SCI г-жи Лии Гортер. Не счесть ежегодных деловых поездок представителей фонда и музейных специалистов из Нидерландов по регионам России: Тамбов, Калуга, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск – сотрудники музеев этих городов помнят приезды голландцев и в экстремально холодном феврале 2007, и душным летом 2012 г., когда шла подготовка мероприятий перекрестного года культуры. «Мы стали звездами телеэкрана в России», – шутит Лия Гортер, ведь выставка «Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России», организованная усилиями сотрудников фонда и прошедшая в этом году в Москве и Казани, имела широкий резонанс и внимание публики: несколько интервью, телевизионных передач и статей в прессе были посвящены ей.
   В сотрудничестве с SCI Омским художественным музеем им. М.А. Врубеля в июне 2013 г. был организован Международный научно-практический семинар «Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи». Фонд организовал участие большой группы искусствоведов, историков и реставраторов из Нидерландов в лекциях и мастер-классах, на которые съехались около 50 специалистов из музеев Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Челябинска.

Во время мастер-класса на семинаре в Омском музее. Омск, июнь 2013

    В канун католического Рождества в Тульском областном художественном музее в зале голландского и фламандского искусства прошел круглый стол «Голландский проект российских музеев. Сотрудничество, исследования, открытия», организованный совместно с АМР для музейных работников и студентов-гуманитариев.
    «Тульский художественный музей ввел в базу данных CulturalHeritage сведения обо всех произведениях голландской и фламандской живописи, которых в собрании музея насчитывается около восьмидесяти. Многие из них имеют очень высокий художественный уровень», – рассказала куратор проекта в тульском музее, заведующая музеем, искусствовед, член CODART Елена Ивановна Оленич.
    «Важнейшими результатами проекта, – подчеркнула она, – стало сотрудничество российских специалистов с голландскими коллегами в области исследования, хранения и реставрации произведений живописи и графики, участие в совместных конференциях и семинарах, общение с коллегами из музеев Европы благодаря организации CODART, а также возможность консультаций с экспертами из Нидерландского институт истории искусств и использование обширнейших информационных ресурсов его базы данных RKD. Все это раскрывает перед нами, специалистами из региональных музеев, новые возможности в области изучения своих коллекций, уточнения имеющихся атрибуций, поиска имен авторов, скрывающихся за понятием «неизвестный художник», получения биографических данных о большом количестве мастеров».
   С некоторыми впечатляющими результатами исследований тульской коллекции Е.И. Оленич познакомила коллег в ходе встречи.
    Так, благодаря данным базы CulturalHeritage в Музее иностранного искусства города Риги было обнаружено произведение, чрезвычайно похожее на картину «Стадо на водопое» из тульского музея, которое приписывается Классу Берхему. «На рижской картине есть подпись: L. Tieling f. Формально-стилистический анализ произведений дал возможность предположить, что тульская картина является вариантом композиции именно этого автора, что подтвердилось во время консультации с Бернардом Верметом, экспертом Фонда инвентаризации культуры (SCI), – рассказала Елена Ивановна. Живописные достоинства тульской картины позволяют высказать предположение о подлинности работы. Разумеется, что точку в этом вопросе может поставить только технико-технологическая экспертиза. Тем более что в этом может помочь Татьяна Васильевна Максимова – эксперт-технолог, проводившая экспертизу рижской коллекции. По данным RKD произведений Л. Телинга известно крайне мало, так что если их список пополнится и тульской картиной, для музея это будет предметом гордости.
    Хотелось бы сказать слова благодарности организации CODART за ее обширную деятельность и предоставленную возможность более тесного общения со специалистами в области голландско-фламандского искусства в России и мире».
    Елена Оленич также рассказала также об участии тульского музея в мероприятиях года культуры Нидерландов и России. Вместе с другими региональными музеями из Екатеринбурга, Самары, Саратова, Иваново музей принимает участие в выставке «Казимир Малевич и русский авангард» в Музее Стеделик в Амстердаме (Stedelijk Museum), включающую также избранные работы из коллекций Харджиева и Костаки. Это самый масштабный за последнее двадцатилетие проект, посвященный творчеству пионера русского авангарда Казимира Малевича (1879–1935).

    Речь на встрече шла и о новых проектах фонда SCI и о дальнейшем сотрудничестве с музеями России и АМР. Как рассказали члены АМР Евгений Сурин, директор Исполкома АМР, и координатор музейных проектов АМР Чижова Елена, в 2014 году, фонд SCI  продолжит организацию в России практических семинаров и мастер-классов по реставрации произведений искусства. Уже запланированы семинары для специалистов музеев московского региона, а также для музеев Сибири и Дальнего Востока, а музейных специалистов из Саратова, Казани, музея-заповедника «Коломенское» ждет ознакомительная поездка в Нидерланды.
    Год культуры Нидерландов подходит к концу, но годы дружбы и сотрудничества АМР и SCI продолжаются.

Ассоциация музейных работников (АМР)

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД