А понятия «мужество», «мужаться» – волевые и нравственные качества.
«Муж» в браке – защитник семьи и родного дома.
Много веков энергия патриотизма аккумулируется в
образах святых воинов. Отделенные друг от друга сотнями лет
и тысячами километров, они соприсутствуют с нами как «все святое
воинство». Христианство впитывает древнейшую традицию: содействие
предков-воинов своим потомкам, их соучастие в общей битве за вечные
идеалы, целостность Рода. Связь между реальным ратником и его небесным
воином-заступником – в духовной силе, даруемой земному солдату. Но
именно за ним – добровольный, собственный выбор – «даже и до крови»,
готовность к смерти за идею и свободу, одержание победы над духовным
врагом, верность данному Слову – оказываются сильнее любого насилия.
В XII–XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей
«за други своя». Идея национальной независимости рождается в крови и
подвигах. Но для народной культуры победа – преодоление беды. Война как
нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир
возвращается в космологический круговорот.
Сотни святых мужей встают в извечное коло-круг календаря
земледельческого. Георгий Победоносец отмыкает весеннюю землю. Грозный
Илья ведает погодой. Никола – отвращает беды и сам является идеалом
мужчины – хозяина, мужа, отца. «Скорый помощник» Никола, самый близкий
живым, ибо «ходит по земле», предстает и покровителем мастеров –
плотников, строителей, мореплавателей. Он – защитник в суде и заступник
вдов и детей. Наконец, Никола – идет рядом с земледельцем и знает, как
сеять и «полнить неполное». Он, вместе с Зосимой и Савватием – небесный
помощник пчеловодов.
Но народная традиция Ветки – и культурная: Иоанну Богослову
молятся об овладении искусством иконописания. Врачам-бессребреникам
Козьме и Демьяну – об изучении грамоты. Впрочем, они и покровители
кузнецов, в чем видят архаичную традицию: выковать голос и научиться
владеть поэтическим языком – было равным для прадедов.
В экспозиции также представлены старинные чеканные оклады,
тканые рушники и прориси, по которым иконописцы из века в век писали
образа. К иконе, покрытой специальным составом, прикладывалась бумага, и
после точные контуры таким же образом переводились на новую доску. Иными
словами, на выставке посетители увидят и копии произведений безвестных
иконописцев, невозможно предположить какой глубины веков. История
сохранила мало имен мастеров, творивших в Ветке даже 50-60 лет назад.
Создание иконы – жертва Богу, не людям. А Бог знает имя иконописца…
Мужским образом благословляли рождение мальчика и брак юноши,
с ним уходил старик в последний путь. Каким «мужским» иконам молились в
простых деревенских домах? Как формировались идеалы мужского характера в
душах мальчиков, юношей? На эти вопросы в ходе мероприятия ответят
директор Ветковского музея народного творчества Нечаева Галина
Григорьевна и главный хранитель фондов Ветковского музея народного
творчества Леонтьева Светлана Ивановна.
Справка:
Ветка – город в Гомельской области Беларуси. Основан в 80-х
годах XVII столетия. С 1695 года – даты освящения здесь Покровского
храма и монастыря – становится мощным центром, старообрядческим
«Иерусалимом». «Мнози великороссийстие людие» стекаются сюда более чем
из 20 губерний России. Среди них – и мастера-иконописцы разных традиций.
Их объединяет наследие посадского искусства XVII века, показавшего, что
возможности древнерусской художественной системы далеко не исчерпаны.
При местных старообрядческих монастырях, скитах, в посадах и слободах
развивается иконописание, в результате, в пору своего расцвета иконами и
книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир.
В изучении культуры старообрядческой Ветки неоспоримая роль
принадлежит Ветковскому музею народного творчества, коллекция которого
на сегодняшний день – уникальна, ибо представляет региональное собрание
как целостное явление. Именно здесь прозвучал впервые термин «ветковская
школа иконописи».
Ветковской иконой называют тот широкий круг произведений
иконописи, который создавался с конца XVII века до первой половины ХХ
века старообрядческими художниками на пограничье России, Беларуси и
Украины, в регионе, связанном с Веткой, как историческим центром
«посадского раскола».
Это явление имеет несомненную культурную ценность уже в том,
что оно наследовало древнюю художественную систему, сохраняя ее черты и
приемы вплоть до ХХ века. Однако «исторический эксперимент» Ветки
значительно интереснее своим развитием и результатом – порождением
оригинального художественного стиля.
Выставка работает до конца августа 2012 года. Ждем вас!
Руководитель проекта: тел. (4012) 45-38-44.
ГУК «Калининградский областной историко-художественный музей»
236016, г. Калининград, ул. Клиническая, 21
Тел./ факс (4012) 45-39-02, 45-39-07, 45-38-44 (заказ экскурс.)
Факс (4012) 45-37-10
E-mail: history_art@baltnet.ru
Сайт
www.westrussia.org
|