Самарском
художественном музее 22 июня 2012 г в 18:00 в мраморном зале состоится
открытие выставки «Время славы и восторга!» – эпоха 1812 года в
собрании Государственного музея А.С. Пушкина и коллекции Александра
Васильева.
В РАМКАХ ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ:
- ЖИВАЯ МУЗЫКА XVIII-XIX ВЕКОВ В ИСПОЛНЕНИИ СТРУННОГО
КВАРТЕТА (МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА L'ISTESSO);
- КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ (ПОЛОНЕЗ, МАЗУРКА, ПОЛЬКА) В ИСПОЛНЕНИИ
ТАНЦОРОВ ЛАБОРАТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ВАЛЕРИЯ КОРЕЦКОГО).
В ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ИСТОРИК МОДЫ,
КОЛЛЕКЦИОНЕР АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ
Выставка, посвященная двухвековой годовщине победы России в
Отечественной войне 1812 года, являет собой ретроспективный взгляд на
героическую эпоху, связавшую мирную и военную повседневность в едином
напряжении всех человеческих сил и эмоциональном накале. Экспозиция
показывает, как формировался быт дворянской среды начала XIX века,
породившей множество ярких исторических личностей, элиту своего времени
– от героев войны 1812 года до декабристов. Специально для
Самарского художественного музея отобраны уникальные экспонаты из фондов
Государственного музея А.С. Пушкина и частной коллекции известного
историка моды Александра Васильева.
Основу выставки составляют произведения живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, мебели, книг и периодических изданий
из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, раскрывающие
принципиальные культурно-исторические аспекты этой неисчерпаемой темы.
Стекло, бронза, фарфор, часы и костюмы создают настроение праздничной
торжественности или лирической сдержанности, являясь самоценными и
оригинальными памятниками. Деятельным соавтором проекта выступил
известный историк моды и коллекционер А.А. Васильев
– обладатель одного из самых крупных частных собраний костюмов,
постоянно пополняемого и выставляемого на престижных площадках по всему
миру. Так в данной экспозиции оказались платья и спенсеры, бальные туфли
и платки, сумочки и бисерная вышивка, миниатюрная живопись и табакерки,
гребни и типажные портреты.
Структура композиции концептуальна. Лаконичный и жесткий
военный поток, исчезая за «поворотом истории», притормаживается условно
намеченными интерьерами с выхваченными из сумрака или, напротив,
приглушенными лицами знакомых и анонимных персонажей. Изменчивая,
эфемерная мода с ее силуэтами, аксессуарами и милыми безделицами;
размеренный обывательский образ жизни с балами, обедами и развлечениями,
как будто независимый от страны пребывания, приглашает к созерцанию,
предвещая неминуемую «грозу двенадцатого года».
В первом блоке экспозиции звучит тема европейского
Просвещения как идейной основы Великой французской революции, повлекшей
череду коалиционных войн сначала с республикой, а затем уже с империей,
на пути которой встала Россия. Представительная иконография главных
действующих лиц обещает масштабное противоборство Александра и
Наполеона. Походы Бонапарта, Павел I и Суворов, тягостные поражения при
Аустерлице и Фридланде, Тильзитский мир и вынужденная «дружба»
соперников, отказ царя породниться с «премерзким корсиканцем», обоюдная
подготовка к новой войне – вот главные смысловые акценты исторической
канвы. Мирная повседневность представлена приметами столичной и
провинциальной жизни держав-соперниц; в «московском доме» и в «модном
магазине», на «бальном паркете» и на «народном гулянии».
Второй блок посвящен событиям Отечественной войны: вторжению
Великой армии, сражению за Смоленск, Бородинской битве, пожару Москвы и
изгнанию неприятеля. На первом плане – «сей идол северных дружин»,
главнокомандующий М.И. Кутузов, генералы М.Б. Барклай де Толли, П.И.
Багратион, М.И. Платов, лихие партизаны с неустрашимым «черным
капитаном» Денисом Давыдовым.
В третьем блоке раскрывается тема заграничного похода
1813–1814 и освобождения Европы от наполеоновского владычества: сражения
при Кульме, Лейпциге, торжественное вступление в Париж. Красок общей
картине добавляют популярные в то время карикатуры. На своеобразных
бивуаках расположились французские и русские воины – кавалеристы и
пехотинцы, полностью обмундированные и вооруженные, в окружении
предметов повседневного армейского быта. Здесь же выставлены
публицистические и мемуарные произведения современников, злободневные
отклики в периодических изданиях. Русские в Париже – также
содержательный и важный аспект «вооруженного путешествия» из одной
столицы в другую.
В четвертом блоке освещена тема последствий ужасной и
продолжительной войны – передел Европы между победителями на Венском
конгрессе 1814–1815, отчаянная попытка Наполеона вернуться к власти, его
разгром в битве при Ватерлоо и заточение на остров Святой Елены.
Интерьер Военной галереи украшен строгими портретами-гравюрами героев,
исполненных с подлинников Зимнего дворца. Среди последних наибольший
интерес представляют портреты Д.Д. Шепелева кисти
известного венгерского художника эпохи романтизма Я. Ромбауэра, М.Б.
Барклая де Толи – неизвестного русского мастера с оригинала К.А. Зенфа;
один из редких натурных портретов поэта-партизана Д.В. Давыдова,
уникальное изображение Н.А. Дуровой работы
крупнейшего мастера В.И. Гау.
В миниатюре особенно привлекательны образы участников войны –
генералов А.А. Бахметева (художник Э.-П. Мартен)
и кавалера ордена Почетного легиона Г.Г. Смиттена,
а также мемориальный портрет княжны В.Ф. Вяземской,
исполненный А. Молинари и уцелевший во время Бородинского сражения.
Музей также располагает копией картины В.В. Верещагина
«В Кремле – пожар!» из популярной военной серии, местонахождение
оригинала которого до сих пор неизвестно.
В техниках эстампа следует выделить конные портреты наших
военачальников А.О. Орловского, ранние портреты
Александра и Наполеона, литографированные листы со сценами похода
непосредственных участников русской кампании А. Адама
и Х.В. Фабер дю Фора, цветные гравюры И.Л. Ругендаса,
сатирические французские офорты о «русских в Париже».
Выставка продлится до 3 сентября 2012 г.
ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru
Сайт
http://www.artmus.ru/ |