Подробности
Курчатовском краеведческом музее (Курская обл.) 16 мая 2012 г. прошло открытие выставки «Жизнь в игрушке», посвященной 90-летию народного мастера России, члена Союза художников России, лауреата премии Министерства культуры «Душа России-2002 г.» Ковкиной Валентины Венедиктовны.
    Выставка проходит в единственном в области отделе народных промыслов. В отделе собран материал о 12-ти промыслах Курской области, какими они были в 30-х гг. XX в., о 18-ти промыслах традиционного гончарства Центрально-Черноземного региона и других областей России.
    Особое внимание уделено традиционной кожлянской игрушке. Ее изучение ведется на протяжении 26 лет, посредством постоянных контактов с мастерами,

среди которых большой приоритет имеют старейшие, в том числе, Валентина Венедиктовна. Название выставки дается без кавычек, что должно отражать не символизм, а настоящую жизнь мастерицы, такой, какой она является. Она сумела не только сохранить промысел на месте его родины, но и дала возможность изучать и развивать его.
    Кожля, кожлянская игрушка и Валентина Венедиктовна Ковкина – понятия неразделимые.
    Кожля раскинулась на правом берегу реки Сейм. Природа здесь очень живописна и вдохновляющая. Курская художница Елена Валерьевна Головина – автор живописных работ, открывающих выставку. Она рисует пейзажи Кожли несколько последних лет, делая ее более понятной и близкой для нас.
    Точную дату основания Кожли никто не знает. В геометрическом плане города Льгова и его уезда 1785 г. это место отмечено как населенный пункт с двумя названиями «слобода Николаевская» и «Козля тожъ». Это свидетельствует о том, что Кожля уже существовала до того момента, когда в конце XVII в. помещик Денисьев переселил сюда часть своих крепостных крестьян из своих же владений в Полтавской губернии.
Период вхождения переселенцев на территорию Кожли, имеющих свою культуру и выросших в несколько других природных условиях, показывают на выставке два женских традиционных костюма. Один – однодворческий суджанского типа – характерен для Курской губернии, в том числе и для нашей местности. Другой демонстрирует наряд полтавской губернии.
    Возможно, украинские переселенцы заменили название слобода Николаевская на Козли, что в переводе с украинского козы – их много в этих местах. По-русски название села звучало как Кожли, позже Кожля.
    История возникновения кожлянской игрушки загадочна. Неизвестность породила несколько версий ее возникновения. Одна из них говорит, о том, что игрушка была завезена в Кожлю украинскими переселенцами. При сравнении выявлены схожие черты с игрушкой миргородского уезда.
    Кожлянская форма «Всадник» и миргородская форма «Конь с чоловтьком» – обе начала XX в. – имеют общие технологические приемы лепки и схожие наименования фрагментов.
    В XIX в. в Кожле насчитывалось около 480 дворов, в трети из них женщины стали делать игрушку и жить ею. Большая часть жителей торговала. Мужчины продавали продукцию ремесел, которыми они занимались: гончарным, бондарным, кузнечным, плотничьим, и продукцию своего хозяйства.
    Мать Валентины Венедиктовны, Анна Гавриловна, игрушку делала любовью и стараньем, и она получалась у нее лучше, чем у других, ее и покупали круглый год. Она лепила игрушку даже тогда, когда продолжать работать с глиной казалось бессмысленно: перед самой войной, во время и после нее. Валентина Венедиктовна Ковкина родилась в многодетной семье. В то время у родителей уже было шесть дочерей. Глядя на мать, на преданность глиняным свистулькам, она лепила их вместе с ней. Терпя материнские, зачастую слишком строгие уроки, Валентина Венедиктовна как-то спросила у нее: «Как я буду жить»? Мать ответила: «Как бы ты ни жила, а игрушку не бросай».
    Шло время, Валентина Венедиктовна вышла замуж и родила трех дочек. Жизнь складывалась тяжело. Одной из трагических дат стало 7 сентября 1954 г. В этот день она пошла принести глины из ямы в кожлянском бугре, чтобы мазать хату. Когда она набирала глину, на нее обрушился пласт почвы и повредил позвоночник. Семь месяцев она пролежала в больнице. Но спустя два года она сумела вернуться к игрушке.
К середине 50-х годов Валентина Венедиктовна осталась одна, без мужа, чтобы прокормить своих дочерей она делала до 13 тысяч фигурок в год. Готовые изделия в посылочных ящиках отвозила в заготконтору в Лукашевку по четыре раза в год.
     Так продолжалось до 1970 г., пока она не решила уехать к старшей дочери в Украину.  Через некоторое время, после того как она купила себе там дом и устроилась на работу свинаркой в родильном отделении фермы, она вынуждена была уехать в Кожля, чтобы завершить дела с продажей дома и уборкой огорода. В это время к Валентине Венедиктовне приехал искусствовед из Москвы Александр Наумович Фрумкин, который все последующее время вплоть до смерти (в начале 2000-х гг. ) поддерживал с мастерицей дружески-деловые отношения. Он тогда спросил ее:
    – Вы будете делать игрушку?
    А она спросила:
    – А пенсию мне дадут?
    Фрумкин пообещал.
    Пенсию она зарабатывала с 1984 г. в Дроняевской средней школе, ведя кружок лепки кожлянской игрушки. Туда ее пригласила работать директор школы Гасникова Светлана Ивановна. Валентина Венедиктовна учила школьников не только лепить, а посредством свистульки лучше знать свою родину, ее природу, жизнь своих предков, уметь постигать душу своего народа и людей живущих рядом.
    В витринах выставки представлено более ста форм созданных Валентиной Венедиктовной Ковкиной за последние 42 года начиная с простых форм 1970-го г. Ее предваряет 4 свистульки Анны Гавриловны Ковкиной (мать) 1929–1930 гг. Они красно-коричневые, что совсем не вписывается в традицию. Игрушка Анны Гавриловны запечатлела переломный момент в истории нашего государства – коллективизм.
    Вскоре после того, как искусствовед Фрумкин убедил Валентину Венедиктовну продолжать делать игрушку, она стала участницей своей первой большой выставки в Москве в 1972 г., на которой были представлены многие промыслы Советского Союза.
Первая персональная выставка состоялась в середине 80-х гг. в Москве. На ней мастерица представила более тысячи игрушек, над которыми трудилась несколько месяцев. Перечень ее выставок значителен: Россия, Западная Европа, Канада, Япония.  Она становилась участницей выставок практически ежегодно.
    Валентина Венедиктовна Ковкина сначала создавала образы будущих игрушек мысленно и только потом начинала воплощать их в глине. Ее фигурки были выразительные, убедительные, неповторимые, яркие. Как мастер традиционной игрушки Валентина Венедиктовна не только сохранила наследие своих предков, но и ввела в промысел новые формы: «Танцоры» или «Плясуны», «Барыня на олене, коне и баране», «Скоморох», «Масленица», «Пан», «Бык», «Домашний гусь», «Курица – наседка», «Корова – копилка», «Машенька и медведь», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», «Офицер», «Лев», «Ангел», «Двойка», «Карусель». Особая часть кожлянской игрушки – перевертыши. Перевертыши – философская игрушка, соединяющая в себе прошлое и настоящее, создающиеся по древнему принципу двух- и четырехсторонности.
    Выставка сопровождается фотографиями, повествующими о Валентине Венедиктовне в последние 16 лет. На снимках она с учениками, коллегами, дочерью, со своей игрушкой, своими любимыми домашними животными, наградами. Она рассказывает, вспоминает, думает.
    Разноплановые печатные материалы завершают нашу выставку. Здесь и специальная литература об украинском гончарстве, каталоги выставок и музеев России, в коллекциях которых собрана игрушка Валентины Венедиктовны. Папка с материалами о ней из различных средств массовой информации. Наконец то, что важно всем нам, материалы, имеющие в основе знания о мастерице Ковкиной и ее свистульке. Они принадлежат последователям мастерицы, разным авторам, развивающим тему нашей традиционной игрушки, природы, местной народной культуры, малой родины.

Оксана Кинжабулатовна Селихова, научный сотрудник
отдела «Народные промыслы»
Курчатовского краеведческого музея

ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей»
307251, Курская обл., г. Курчатов, ул. Молодежная, 12;
Тел./факс (47131) 4-65-30, 2-30-91
Тел. (47131) 2-51-04
E-mail: kgkm@mail.ru 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД