Подробности

Калининградской художественной галерее 11 и 12 апреля 2012 г. пройдет образовательный семинар по теме «Арт-терапия в художественном музее» по арт-терапевтической программе «Шаг навстречу» в рамках проекта «Регионального ресурсного центра творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями». Его задача – познакомить педагогов специализированных образовательных учреждений региона с новыми музейными арт-терапевтическими технологиями.
    В работе семинара примут участие эксперты из Санкт-Петербурга: Платонова Ольга Всеволодовна – зав. сектором социально-культурных проектов отдела Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» и Шагеева Альфия Мустакимовна – научный сотрудник сектора социально-культурных проектов отдела Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества».
Обширный опыт работы с детьми и взрослыми, испытывающими психологические, физические и социальные трудности, накоплен партнером Художественной галереи – Государственным Русским музеем. Через знакомство с музейной средой и изобразительным искусством, занятия художественным творчеством им помогают преодолеть негативные психологические состояния, предоставляют новые возможности для общения и самовыражения.

Пресс-служба КХГ
Ирина Климович

Тел. (4012) 58 18 23

Программа
образовательного семинара
по арт-терапевтическому курсу «Шаг навстречу»

11 апреля, среда

    Тема дня:
«Арт-терапия как явление современной жизни»

    9:30–10:00 Регистрация участников
    10:00 Открытие семинара (приветствие, определение целей и задач семинара, представление экспертов семинара), л/зал №18
    10:15 Доклад «Иппотерапия»
    Докладчик: Боровенникова Евгения Олеговна – иппотерапевт Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок».
    10:30 Театрализованное выступление по сказке «Заячий домик».
Участники: воспитанники Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок».
    10:50 Вручение подарков воспитанникам Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок».
    11:00 «Теоретические принципы, основы, особенности реализации арт-терапии».
(л/зал №18)
    Вопросы:
    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ. Определение арт-терапии. Предпосылки возникновения. Предшественники и основоположники. Общность подхода и два пути развития. Создание первых профессиональных обществ.
    2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. Инновационные направления в арт-терапии.
    3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РОССИИ. Медицинское, педагогическое, культурологическое направления развития. Объединительные тенденции в отечественной арт-терапии.
    Эксперт: О. В. Платонова, зав. сектором социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
    12:00–12:10 – пауза. (Деление на группы: I группа, л/зал №18, II группа, Ресурсный центр)
    12:10–13:30 Продолжение работы семинара
    4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Креативистический, интегративный, гуманистический, клиентоцентрированный подходы.
    5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ АРТ-ТЕРАПИИ. Отреагирование и сублимация. Обход эго-цензуры. Приспособление. Проективный механизм. Эстетический компонент арт-терапии.
    Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
    А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

    13:30–14:30 Кофе-пауза
    14:30–16:30 Продолжение семинара (I группа, л/зал №18, II группа, Ресурсный центр)
    6. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ. Работа со спонтанными рисунками. Общность подхода к интерпретации художественных произведений и спонтанных рисунков. Произведение искусства как эмоциональный и дифференцирующий фактор восприятия.
    7. АДАПТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА. О природе творческой адаптации: социальный и социально-биологический аспекты. Творческое вдохновение как адаптация. Творческая адаптация в детстве.
    Эксперты: О.В. Платонова, зав. сектором социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея..
    А.М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

  12 апреля, четверг

    Тема дня:
«Арт-терапия в художественном музее»


    10:00–11.30 - I группа, л/зал №18, II группа, Ресурсный центр
    Вопросы:
    1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА. Пространство художественного музея как терапевтическая, поддерживающая среда. Единство арт-терапевтических, эстетических и психологических задач. Формы и методы работы. Три направления развития и структура арт-терапевтической деятельности современного художественного музея.
    2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В МУЗЕЙНЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ. Описание некоторых групп. Психологические проблемы, с которыми работают музейные арт-терапевты.
    3. ВЗГЛЯД НА РЕБЕНКА. Личность ребенка и его феноменальное поле. Ключевая концепция арт-терапии, центрированой на ребенке.
    4. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ. РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТА. Терапевтические условия личностного роста. Терапевтическая система отношений.
    Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
    А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.
    11:30–11:45 – пауза.
    11:45–13:30 Продолжение работы семинара. (I группа, л/зал №18, II группа, Ресурсный центр).
    5. МУЗЕЙНАЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. МУЗЕЙНАЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ШАГ НАВСТРЕЧУ». Адрес и сроки проведения программы. Структура. Условия проведения. Содержание. Использование невербальных методов в работе с произведением. Особенности работы с произведением в детской арт-терапевтической группе: работа с детскими страхами, случай из практики с методическими пояснениями, примеры проведения арт-терапевтических встреч, ролевые игры в музее.
    6. МУЗЕЙНЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ. Цели и задачи. Что такое арт-терапевтическое сообщество. Принципы проведения открытых интеграционных творческих мастерских. Примеры осуществления проектов. Демонстрация видеоматериалов.
    7. ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ. Подготовка волонтеров для арт-терапевтических программ.
    Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.
    13:30–14:30 Кофе-пауза
    14:30–16:00 Дискуссия по теме «Традиционные и новые формы работы с детьми в художественном музее – конфликт или согласие?».
Калининградский областной музей «Художественная галерея»
236006, г. Калининград, ул. Московский пр., 60-62
Тел./факс (4012) 46-71-66
Е-mail: artgallery.inform@gazinter.net
Сайт www.artgallery-klgd.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД