Здесь представлены раритетные фотографии и открытки с видами Городского
зала, архивные материалы геолого-археологической экспедиции по поиску
культурных ценностей в здании Штадтхалле, немецкие газеты с объявлениями
о музыкальных вечерах, подлинные предметы из фондов музея, повествующие
о культурной жизни Кёнигсберга. Впервые на выставке будет показана
единственная сохранившаяся «Поющая маска» работы Лотара Зауэра,
созданная им в 1912 году. Этот знаменитый каменный барельеф, до войны
украшавший главный вход Штадтхалле, передала в дар музею жительница
Калининграда Виктория Аминева. Также в экспозиции представлены
дизайн-проекты будущих музейных интерьеров.
На открытии выставки посетители музея услышат произведения
немецкого композитора Ханса Пфитцнера, которые звучали в стенах
Штадтхалле в начале прошлого века.
Историческая справка:
Здание Штадтхалле (в переводе с немецкого «городской зал»)
было построено в 1912 году по проекту берлинского
архитектора Рихарда Зееля. Место для постройки было выбрано удачно –
средневековая центральная часть города рядом с Королевским замком.
Замковый пруд с его многочисленными зелеными насаждениями создавал
спокойную атмосферу «загорода». Здание, построенное с учетом требований
большого города, выглядело значительно, современно и функционально. Оно
включало в себя три зала. Большой на 1600 мест, названный в честь
почетного гражданина Кенигсберга Теодора Кроне и предназначенный для
проведения больших концертов. Малый «Керте зал», названный в честь
обер-бургомистра города, и еще один зал, предназначенный для исполнения
камерной музыки и чтения стихов, - «Гебауер зал», названный в честь
клавирного фабриканта и основателя восточно-прусской консерватории Карла
Юлиуса Гебауера, пожертвовавшего значительные финансовые средства на
постройку Штадтхалле.
На первом этаже размещались фойе, гардероб, а также кафе с
выходом на террасу, с которой открывался живописный вид на Замковый
пруд. Четыре лестницы вели на второй этаж, где собственно и
располагались вышеперечисленные залы. В большом зале была устроена
необычная сцена – в виде восходящих ступеней, так, что любому зрителю
было видно, что на ней происходит. В малый «Гебауер зал» можно было
попасть через отдельный вход сбоку (теперь главный вход в музей).
Внешне постройка выглядела значительно и просто одновременно:
строгие классические формы, фигурная крыша, балконы над порталами.
Внутреннее убранство было празднично и богато декорировано, а интерьер
украшен живописными полотнами, скульптурами, панно.
После открытия Штадтхалле стал одной из основных сценических
площадок Кенигсберга. В 20–30-х гг. здесь практически ежедневно
выступали различные музыкальные коллективы, симфонический оркестр
Музыкальной академии; организовывались встречи с известными писателями,
учеными, политиками, путешественниками.
В годы фашизма здесь проводились политические мероприятия, не
вписывавшиеся в культурные традиции этого зала.
В период Второй мировой войны здание было сильно разрушено
английской авиацией в августе 1944 года. Работы по восстановлению здания
велись с 1981 по 1986 год. Автор проекта – калининградский архитектор
В.Г. Еремеев.
Внешний вид Городского зала сохранен, внутри здание
перестроено под музей с экспозиционной площадью в 3,5 тысячи кв. метров.
Открытие новой экспозиции Областного историко-художественного музея
состоялось 14 сентября 1991 года.
Ждем вас!
ГУК «Калининградский областной историко-художественный музей»
236016, г. Калининград, ул. Клиническая, 21
Тел./ факс (4012) 45-39-07, 45-39-02, 45-38-44 (заказ экскурс.)
Факс (4012) 45-37-10
E-mail: history_art@baltnet.ru
Сайт
www.westrussia.org
|