Подробности

Б. Я. Воробьёв (справа) с В. А. Ватагиным
на выставке в Москве, 1961 г.
.

Дарвиновском музее 11 октября 2011 г. в 16:00 состоится вернисаж выставки «Люди, львы, орлы и куропатки…», которая расскажет о художнике Борисе Яковлевиче Воробьеве и разных гранях его творчества. Будет представлена анималистическая скульптура, скульптурные иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова, рисунки и фотографии из архива семьи художника.
    В экспозицию войдут работы Бориса Воробьева из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и Государственного Дарвиновского музея.
    «Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее». Эти слова принадлежат Борису Яковлевичу Воробьеву — художнику, работы которого очень хорошо известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. В середине XX века «фарфоровые звери» поселились во многих домах, уютно устроились на полках книжных шкафов и буфетов, на телевизорах и этажерках. Они были очень популярны, их с удовольствием покупали, дарили, собирали. Только, к сожалению, имя автора оставалось неизвестным широкой публике: его не было принято указывать на заводских изделиях.
    Прежде чем найти свое истинное призвание, Борис Воробьев сменил множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, учился в строительном техникуме. В 1932 году он поступил в Московский архитектурно-строительный институт, но в 1936 году Борис Воробьев оставляет его и переезжает в Ленинград, чтобы поступить в Академию художеств и стать скульптором. Он вспоминал, как еще в детстве попались ему на глаза ватагинские иллюстрации к «Маугли», и как уже тогда появилось у него желание самому изображать животных. Много лет спустя Воробьев называл Василия Алексеевича Ватагина своим духовным отцом. На протяжении многих лет художников связывали сотрудничество и искренние дружеские отношения.
   В 1946 году, заканчивая академию, Воробьев представил к защите в качестве дипломной работы скульптуру «Волчица в капкане», вырезанную из дерева. Это было смелым шагом – нарушение академических традиций вызвало бурные споры из-за анималистической темы и «неакадемического материала» работы выпускника. Однако большинство членов дипломной комиссии оказалось на стороне Воробьева и высоко оценило его работу.
    Галерея созданных Воробьевым портретов животных огромна: собаки разных пород, медведи и бегемоты, рысь и куница, лось и дикий кот, выдра и олени, орангутан и черные пантеры, волк, песец, ягуар, целая «площадка молодняка»: львята, тигрята, оленята, медвежата… Этот перечень можно продолжать и продолжать. Причем для каждого из своих героев художник нашел выразительный образ, сумел подчеркнуть свойственные именно этому зверю эмоции, пластику, повадки.
    Но Воробьев был не только анималистом, в 1950-е годы на ЛФЗ он создал серию великолепных скульптурных иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Диапазон творчества художника необычайно широк. Он виртуозно работал не только с фарфором, но и деревом, бронзой, стеклом. Если одни его работы украшают интерьеры небольших квартир, то другие можно разместить только в просторных музейных залах, а отлитый в бронзе «Лось», установленный на одной из площадей Мончегорска, стал символом этого города.
    На выставке «Люди, львы, орлы и куропатки…» в Дарвиновском музее вы сможете ближе познакомиться с творчеством этого замечательного художника и скульптора.
    Выставка будет открыта вплоть до 2012 года.
ГУК «Государственный Дарвиновский музей г. Москвы»
117292, г. Москва, ул. Вавилова, 57
Тел.: (499) 783-22-53 (автоответчик), 132-02-02, 134-61-24 (экскурсбюро)
Факс: (499)783-22-54
E-mail: darwin@museum.ru


 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД