Подробности
осударственный музей К.А. Федина (г. Саратов) уже второй раз принимает участие в Международной акции «Ночь музеев». В этом году она прошла под знаком маскарада, карнавала. Вниманию многочисленных посетителей были представлены театрализованные экскурсии «На карнавале, в полумаске…» по экспозиции «Дом русской литературы XX века».
    Принято считать, что маскарад как веселое праздничное действо был завезен в Россию из Европы Петром Первым. Первоначально маскарады носили политический характер, но со временем превратились в яркие массовые красочные представления, гуляния – в среде простого народа, а в высших кругах – утонченные хорошо организованные балы-маскарады, непременным атрибутом которых была маска. В ней можно было вполне оставаться неузнанным, интригуя собеседников смелой и вольной манерой поведения. Некоторые использовали эту особенность для сведения счетов со своими недругами. Подтверждение этому можно найти в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», театрализованная сцена из которого была разыграна сотрудниками музея К.А. Федина О.В. Вечкиной и И.С. Колпаковым в первом зале музея, посвященном XIX веку.
    В следующем зале экскурсовод рассказывал об особой эстетике карнавальных явлений в период Серебряного века, когда элементы карнавализации активно претворяются в жизнь, становятся неотъемлемой частью быта. Все должно было быть изысканно, красиво, и в то же время достаточно свободно и раскованно. Своеобразным примером театрализации жизни являлось петербургское кафе «Бродячая собака».
    Экскурсоводы М.В. Григорьева и Е.А. Зуйкина рассказали о том, как карнавальные мотивы входят в творчество писателей Серебряного века, вспомнив знаменитый роман А. Белого «Петербург», где герой появляется в костюме домино на улицах города. В начале XX в. эстетика маскарада, балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Эта тема врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. В пьесах и стихах А. Блока возрождаются образы мистиков, Коломбины, Арлекина, Пьеро и др. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи. Театрализованная сцена из пьесы А. Блока «Балаганчик» была показана студентами 4 курса театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Юрием Землянским и Анной Арзямовой (художественный руководитель курса – нар. арт. РФ Р.И. Белякова)
    В третьем зале, который отражает эпоху 1920-х годов, была показана своеобразная трансформация карнавального движения в России в демонстрации и торжественные парады. Существовало даже такое явление, как политкарнавалы. Карнавализация праздничных демонстраций была призвана убедить советских граждан в высочайших достижениях партии и народа. И далее, двигаясь от конкретных реалий быта, раскрывала блестящую перспективу, уносящую к мечте, к светлому будущему, всечеловеческим идеалам всемирного Братства, Равенства, Счастья. Праздничные действа создаются для того, чтобы укоренить в сознании советского человека веру в осуществление, причем в ближайшем будущем главных ценностей коммунизма. Фрагменты хроники советских парадов, массовых демонстраций были показаны на экране.
    Какой же настоящий карнавал без интриги, розыгрыша, тайны, а порой и настоящей мистики! В следующем зале вниманию гостей была представлена театрализованная сцена из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Открылось пятое измерение в 4-м зале экспозиции. Кот Бегемот (блестяще сыгранный Е.А. Панфиловой, научным сотрудником музея К.А. Федина) играл с Воландом в шахматы и приглашал посетителей на бал.
    В пятом зале, где находится театральный уголок начала XX века, вниманию посетителей был представлен фрагмент из оперы Жоржа Бизе «Ловцы жемчуга» в исполнении Алексея Бабешкова и Светланы Полевой, студентов III курса кафедры симфонического дирижирования и оперной подготовки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.
    Огромное количество гостей, посетивших театрализованную экскурсию и оставивших свои отзывы, свидетельствует о том, что музей нашел интересное, нестандартное решение для проведения этой акции.

«Ночь музеев» на усадьбе

    Программа праздничных мероприятий в «Ночь музеев» на усадьбе Государственного музея К.А. Федина была как никогда разнообразна и рассчитана на самого требовательного посетителя.
    Началась «Ночь музеев» с выступления струнного квинтета Саратовской Государственной консерватории им. Л.В. Собинова в исполнении студентов Александры Демченко – первая скрипка, Марины Кочуровой – вторая скрипка, Анны Толстовой – альт, Анны Ивановой – альт, Раисы Калеевой – виолончель (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Э. Л. Гавриленкова). Прозвучали произведения из классического репертуара.
    Следующий номер – выступление театра моды «Хрустальная корона», Театр хорошо известен в городе Саратове, постоянно участвует в демонстрации показа одежды на фестивалях моды и на съемках телевизионных программ. «Хрустальная корона» имеет статус международного модельного агентства. Прекрасно поставленный номер назывался «Коллекция Монтесума» и поразил зрителей богатой изысканной коллекцией демонстрируемой одежды. Не менее интересным оказался и второй номер театра – «Куклы».
    Музей продолжает традиции поэтических чтений. Вторые поэтические чтения открылись выступлениями известных саратовских поэтов Ивана Васильцова, Валерия Кремера, Лизаветы Мартыновой, Марии Салий, Алексея Солодова, Павла Шарова.
Выступление членов бардовского клуба «Георгиевский крест» Алексея Кириллова и Алексея Гаврилова настроило гостей на
    Выступление группы Berimba Orchestra в стиле латино стало настоящим музыкальным и танцевальным триумфом, собравшим на усадьбе музея многие сотни человек. Карнавал музыки и танца под зажигательные звуки музыки и блестящих исполнителей продолжался долго и закончился после 22 часов.
    В перерывах посетители смогли увидеть дивное сочетание музыки, танца и пластики в исполнении театра танца и пластики «Сюита». Их танцевальные пластические действа никого не оставили равнодушным. Были представлены блестящие пластические композиции: 1. Дерево. 2. Пустота. 3. Венецианский карнавал.
    Светлана Титова, руководитель театра, в одном из интервью говорила: «Мы видим в танце не чистое искусство, предела совершенству которого просто нет, а возможность на своем пластическом языке общаться с людьми. Для этого не нужно идеальное мастерство, требуется внутреннее состояние, которое не даст соврать артисту и заставит зрителя подключиться к диалогу, сочувствовать, сопереживать». Они действительно танцевали про жизнь. С каким глубоким внутренним чувством на пнях срубленного дерева была исполнена композиция «Дерево»! Артисты потрясли зрителей безмолвным «реквиемом» дереву, которого уже нет, и в то же время исполнили мистический танец, который дал зрителям почувствовать энергию жизни и тепла, которая продолжает жить.
    Закончилась «Ночь музеев» на усадьбе поэтическими чтениями, в которых принимали участие молодые поэты поэтического клуба «Дебют» и куратор клуба – поэт Михаил Богатов.
ГУК «Государственный музей К. А. Федина»
410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, 154
Тел.: (8452) 23-72-63, 23-64-28, 23-07-32 (вахта)
Тел./ факс (8452) 23-06-05
E-mail: fedinmuseum@seun.ru 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД