Подробности
Портрет А. Массена. Франция, мастерская Emercier. Литография Карикатура «Игривое дуновение, или прелесть русских горок». Франция, Париж, мастерская Genty. Литография, раскрашенная акварелью

Портрет А. Массена.
Франция, мастерская Emercier. Литография

Карикатура «Игривое дуновение, или прелесть русских горок». Франция, Париж, мастерская Genty.
Литография, раскрашенная акварелью

ыставка печатной графики конца XVIII – начала XIX вв. из частного собрания (г. Москва) «Мятежный дух эпохи Просвещения. Россия и Франция между революцией и реставрацией» открылась 5 июня 2010 г. в музее-усадьбе «Полотняный Завод» (Калужская обл.).
    Собрание печатной графики XVIII–XIX вв. (западноевропейские и русские гравюры, литографии), посвящены важнейшему периоду истории Европы и России, начинающемуся свержением французской монархии и завершающемуся ее восстановлением, в том числе, наполеоновским войнам и Отечественной войне 1812 года. Это цельный комплекс тематически связанных между собой изображений, позволяющий развернуто представить себе в лицах и событиях одну из наиболее драматических страниц европейского прошлого. Особенное значение для российского научного сообщества и любителей искусства и истории имеют листы, касающиеся франко-русских отношений указанного периода, а также собрание изображений известных российских персоналий.
    Все представленные на выставке листы являются подлинными оригинальными произведениями своего времени, изготовленными, в основном, либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой исторической дистанции, когда память о них была еще свежа. Офорт прославленного испанского художника Франсиско Гойи, изготовленный им собственноручно для сюиты «Бедствия войны», отпечатан посмертно; но при его жизни вся сюита и не издавалась, так как Гойя отправился в добровольное изгнание прочь из родной Испании и в дальнейшем только гравировал и литографировал свои шедевры, но не издавал их. Практически все его наследие, созданное в изгнании, в Бордо, было опубликовано небольшими тиражами только посмертно.
    В создании гравюр и литографий принимали участие многие знаменитые художники и помимо Гойи (Свебах, Карл и Орас Верне, Раффе, Герен, Девериа, Прюдон, Изабэ, Доу, Крюгер, Беннер, Верещагин и др.). А также лучшие, первоклассные граверы и литографы первой трети XIX в., такие как Райт, Бовинэ, Виль, Сандомури, Дельпеш, Вернье, Минази, Тардье, Одуэн, Дебюкур, Шарле, Куше-сын, Скьявонетти, Буше-Денуайе, Дюплесси-Берто и др.
    Листы отличаются разнообразием жанров: от парадных портретов и масштабных батальных сцен до редчайших ненаходимых лубков, как, например «Поверженный кумир» (лубок времен Французской революции, изображающий бюст короля Людовика XVI, сваленный на землю восставшим народом, предводительствуемым самой аллегорической Францией, задрапированной в королевскую мантию) или «Игривое дуновение, или Прелести русских горок» (отражающий комическую бытовую реальность: русские оккупационные войска в Париже в 1815 году действительно выстроили на Марсовом поле деревянные горки для катания, пришедшиеся по вкусу парижским обывателям).
    В техническом отношении выставочные работы отличаются разнообразием, представляя различные, в том числе смешанные, техники гравирования (резец, офорт, акватинта, ксилография и т.д.) в высококачественных образцах. Отдельные отпечатки после изготовления были профессионально раскрашены от руки минеральными красками, как это было принято в годы их создания. Они особенно ярко передают дух эпохи.
    Многие листы отражают важные для русской истории события, запечатленные в историко-мемуарной и художественной литературе. Как то: несчастливая для России битва под Аустерлицем; Наполеон в битве при Пройсиш-Эйлау, где в столкновении с союзными войсками ему впервые не удалось одержать победу из-за стойкости русских солдат; свидание двух императоров (Наполеона и Александра Первого) в Тильзите на плоту, установленном посреди реки Неман, закончившееся подписанием Тильзитского мирного договора; встреча в Париже победителей: Александра Первого и герцога Веллингтона. Среди них есть подлинные редкости, как, например, пробный оттиск, до надписи и подписи, гравюры акватинтой «Наполеон на поле боя Аустерлица»; цельногравированные листы с текстом «Встреча двух императоров на Немане», «Битва под Аустерлицем»; литографированный вид Триумфальной арки, воздвигнутой по случаю победы над Наполеоном (сам архитектурный памятник не сохранился); апокрифические изображения сибирских казаков, налитографированные в Лондоне в ожидании прибытия делегации из России во главе с русским императором; ранняя французская литография в лубочном стиле, изображающая мифический эпизод сражения под Можайском, когда атака французской конницы вызвала якобы такое восхищение русского генерала, что он вышел навстречу с аплодисментами, и т.д. Счастливой находкой следует считать также пробный, до подписи и надписи, оттиск «Свидание в Тильзите на плоту» с незаконченной доски (уникальное состояние, и неизвестно, существовал ли тираж), а также комплект из двух идентичных гравюр (черно-белой и раскрашенной) на тот же сюжет. К безусловно редким и курьезным листам следует отнести гравюру акватинтой, на которой изображено, как королева Пруссии Луиза, вздумавшая было, переодевшись в военную форму, принять участие в сражении, стремглав убегает вскачь от французских драгун, едва не взявших ее в плен.
     Особое значение имеют иконографические серии, содержащиеся в собрании. Так, особую редкость представляет пробный, до надписи и подписи, оттиск портрета Александра, изготовленный Куше-сыном (весьма изощренным мастером резца) в пандан к такому же по размеру портрету Наполеона. Оба эти отпечатка представлены на выставке.
     Выставка работает до 5 августа 2010 г.
Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод»,
филиал Калужского областного краеведческого музея
249844, Калужская область, Дзержинский район,
п. Полотняный Завод, ул. Трудовая, 4а
Тел. (48434) 7-43-79

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД