Государственном музее истории религии 25 декабря 2009 года открывается
выставка «История Санта-Клауса». Она посвящена образу
Рождественского Деда, распространенному во множестве регионов мира, где
он носит различные имена (Отец Рождества в Великобритании, Йоулупукки в
Финляндии, Зюзя или Дзед Мароз в Белоруссии, Юль Томтен в Швеции и др.).
В ряде стран образ Рождественского Деда связывают со Святым Николаем (Santa Claus). Формы его почитания, рождественские легенды и поверья о его земном месте жительства различаются в зависимости от региона. Святой Николай, ставший прототипом Санта-Клауса, является реальной исторической фигурой, почитающейся как католической, так и в православной церковью. |
Житие св. Николая повествует о различных сотворенных
им чудесах и добрых поступках. Например, одно из преданий рассказывает о
трех бедных сестрах, у которых не было приданого, и никто не брал их
замуж. Желая помочь девушкам св. Николай в течение двух лет на Рождество
незаметно подкидывал в окно их дома мешочки с золотом (по другой версии
— золотые яблоки). На третье Рождество окно было наглухо закрыто от
мороза. Тогда Николай кинул мешочек в дымовую трубу и угодил в башмачок
младшей сестры. Так возникла одна из основных рождественских традиций –
вывешивать в рождественскую ночь чулки или выставлять башмачки для
подарков Санта-Клауса. Традиционно, образ Санта-Клауса наделяется непременными символическими атрибутами св. Николая – красный плащ, головной убор в виде епископской митры и епископский жезл (посох) как символ высшей церковной власти. Современный образ Санта-Клауса сформировался во многом под влиянием американской культуры. В Америку он пришел вместе с первыми голландскими поселенцами, которые привнесли в праздник Рождества образ доброго Синтерклааса (Sinterklaas). Нынешний образ Санта-Клауса – старика с седыми волосами, опрятной бородой и усами, в красной куртке, перетянутой темным кожаным ремнем, штанах и шапке-колпаке создан американскими художниками. Хотя, наряду с ним в некоторых регионах сохраняется образ Санта-Клауса с символическими атрибутами св. Николая. Основу выставки составят фотографии, иллюстрирующие процесс эволюции образа Санта-Клауса, рождественские открытки из частных коллекций и собрания музея. Дополнят экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства – атрибуты и символы Рождества на Западе: чулки, башмаки, рождественские венки и композиции из еловых веток. Выставка продлится до начала марта 2010 года.
Пресс-служба ГМИР Государственный музей истории религии |
|