Подробности
Государственном музее истории религии 25 декабря 2009 года открывается выставка «История Санта-Клауса». Она посвящена образу Рождественского Деда, распространенному во множестве регионов мира, где он носит различные имена (Отец Рождества в Великобритании, Йоулупукки в Финляндии, Зюзя или Дзед Мароз в Белоруссии, Юль Томтен в Швеции и др.).
    В ряде стран образ Рождественского Деда связывают со Святым Николаем (Santa Claus). Формы его почитания, рождественские легенды и поверья о его земном месте жительства различаются в зависимости от региона. Святой Николай, ставший прототипом Санта-Клауса, является реальной исторической фигурой, почитающейся как католической, так и в православной церковью.
    Житие св. Николая повествует о различных сотворенных им чудесах и добрых поступках. Например, одно из преданий рассказывает о трех бедных сестрах, у которых не было приданого, и никто не брал их замуж. Желая помочь девушкам св. Николай в течение двух лет на Рождество незаметно подкидывал в окно их дома мешочки с золотом (по другой версии — золотые яблоки). На третье Рождество окно было наглухо закрыто от мороза. Тогда Николай кинул мешочек в дымовую трубу и угодил в башмачок младшей сестры. Так возникла одна из основных рождественских традиций – вывешивать в рождественскую ночь чулки или выставлять башмачки для подарков Санта-Клауса.
    Традиционно, образ Санта-Клауса наделяется непременными символическими атрибутами св. Николая – красный плащ, головной убор в виде епископской митры и епископский жезл (посох) как символ высшей церковной власти.
Современный образ Санта-Клауса сформировался во многом под влиянием американской культуры. В Америку он пришел вместе с первыми голландскими поселенцами, которые привнесли в праздник Рождества образ доброго Синтерклааса (Sinterklaas).
    Нынешний образ Санта-Клауса – старика с седыми волосами, опрятной бородой и усами, в красной куртке, перетянутой темным кожаным ремнем, штанах и шапке-колпаке создан американскими художниками. Хотя, наряду с ним в некоторых регионах сохраняется образ Санта-Клауса с символическими атрибутами св. Николая.
Основу выставки составят фотографии, иллюстрирующие процесс эволюции образа Санта-Клауса, рождественские открытки из частных коллекций и собрания музея. Дополнят экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства – атрибуты и символы Рождества на Западе: чулки, башмаки, рождественские венки и композиции из еловых веток.
    Выставка продлится до начала марта 2010 года.

Пресс-служба ГМИР
Тел. (812) 570-49-84

Государственный музей истории религии
190000, г. Санкт-Петербург, Почтамптская, 14/5
Тел.: (812) 312-35-86, 571-45-49
E-mail: mus-relig@mail.ru
Сайт6 www.gmir.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД