Подробности
Центральная часть усадьбы «Тарханы» Открытие музея в 1939 г. Митинг в центре села

Лермонтовский праздник поэзии

осударственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы»30 июля этого года исполняется 70 лет. Он был открыт в 1939 г. к 125-й годовщине со дня рождения поэта.
    Первые годы жизни музея-заповедника пришлись на
Барский дом. Комната М.Ю. Лермонтова  Великую Отечественную войну, но несмотря ни на что музей работал и стал одним из последних теплых воспоминаний о родине для солдат, отправлявшихся на фронт под Москву: «… мы клянемся, что будем такими же яростными защитниками своей священной Родины, как наш земляк М. Ю. Лермонтов
(13/III-1943 г. Лейтенанты Фролов, Кузьмин)»; «Спи спокойно, великий поэт. Страну, воспетую тобой, отстоим мы в кровавых боях с немецко-фашистскими оккупантами (9/VI-1943 г. Лейтенант Шмаков А. З.)». В 1944 г. музей был отнесен к числу музеев республиканского значения, в 1948 г. ему были переданы церковь Марии Египетской, часовня на могиле поэта и 10 га парка, в 1968 г. музейным зданием стала и церковь Михаила Архангела, в 1969 г. постановлением правительства был создан музей-заповедник площадью в 100 га, куда вошла не только бывшая усадьба бабушки поэта, Е.А. Арсеньевой, но и имение его родственников Шан-Гиреев — Апалиха. В 1997 г. музей получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
    Оглядываясь назад, на прожитые годы, понимаешь, что «Тарханы» с первых дней своего открытия не просто существовали, а росли, росли и крепли неуклонно, преодолевая на своем пути все препятствия и преграды.
    Когда в 1969 г. музей получил заповедную территорию (настолько запущенную, что понять лермонтовского восхищения ею было просто невозможно), был заказан проект реставрации мемориального и садово-паркового ансамбля Тархан. Из года в год под руководством В.А. Агальцовой (автора проекта) велась кропотливая работа по воссозданию природной среды. Были восстановлены; липовые аллеи; цветочное оформление центральной части (в миксбордерах стали использоваться исключительно цветы начала XIX в.: пионы, нивяник, водосбор, лилии, тагетес, агератум, портулак; в парке восстановлены естественные цветники купены, колокольчика, ландыша, очень редкого для наших мест тюльпана Биберштейна); композиции парка, Круглого и Среднего садов, историческая планировка Дальнего, в котором восьмилучевые звезды аллей сходятся в центре к восстановленной беседке-ротонде; детали в парке, которые присутствуют в поэтическом и художественном наследии Лермонтова, – «темная аллея», «малиновая слива», «уютный сад, обсаженный рябиной», «степей безбрежный океан» и т.д.
    В 70-е гг. была проделана работа по устранению разностильности внешнего вида барского дома и его внутренней архитектуры. Основой для воссоздания внешнего вида дома стали рисунки, чертежи П. А. Висковатова, первого биографа М.Ю. Лермонтова, сделанные им в Тарханах в 1880–1881 гг. и отразившие вид дома до пожара 1908 г. Для воссоздания внутреннего оформления дома послужили аналогами дома лермонтовского времени, а также небольшое число описаний именно тарханского дома: «голубые в звездочку» обои, «разделанный под паркет» пол, облицованные изразцами печи в гостиной, изразцовая лежанка в комнате Лермонтова и т.д. В 1999–2000 гг. была проведена полная реставрация дома.
    В это же время началась очистка Большого (около 13 га), а затем и Среднего прудов, устроенных в 17951810 гг. и эксплуатировавшихся более 200 лет. В течение пяти лет эта грандиозная и очень сложная работа была закончена: убраны донные иловые отложения и вывезено 77 тыс. т ила, вычищено ложе прудов, пруды зарыблены растительноядными рыбами, сделана протока реки Марарайки и по старому руслу отсыпаны и задернены берега. Все это позволило устранить подтопляемость берегов и восстановить бахчу на прежнем месте – в русле реки.
    За период с 1980-го по 2007 г. были полностью, основательно отреставрированы все мемориальные здания усадьбы: действующая с 1990 г. церковь Михаила Архангела с монументальной живописью в храме, восстановленной художниками-реставраторами МНРХУ № 8 (Москва), церковь Марии Египетской, церковная сторожка и часовня. В 2006–2007 гг. в заповеднике после многолетней подготовительной научной работы восстановлены купальня и мельница (со временем планируется постепенно воссоздать утраченные хозяйственные постройки: баню, амбар, господские гумна).
    Важным этапом в создании образа усадьбы стало и изменение экспозиций (2002–2007). Стояла задача – гармонично соединить восстановленную тарханскую природу, отреставрированные архитектурные памятники и интерьеры экспозиций, сделать их «эмоционально переживаемым пространством». И вот вновь стало тепло и уютно в барском доме, в нем звучит музыка, так любимая поэтом; возобновились службы в церкви Марии Египетской, в которой Лермонтов бывал неоднократно на службах (храм был официально закрыт в 1929 г. приехавшим из Пензы чиновником, который сфотографировал иконостас и описал все сохранившееся церковное убранство; эти документы легли в основу работ по воссозданию внутреннего интерьера). Восстановленный интерьер крестьянской избы в доме ключника, «мастерская», или «рабочая», комната в людской избе позволили включить восстановленные постройки в общий «ансамбль», и образно представить мир дворянской и крестьянской усадебной жизни первой половины XIX века и создать представление об эпохе. Это же был призван сделать и образовательный проект, в названии которого использована лермонтовская строка «Тут было все, что называют светом…», включающий в себя воссозданные «живые картины» усадебной жизни первой половины XIX в. – театрализованные экскурсии по барскому дому, когда о поэте рассказывают его современники; театрализованные представления «Минувших дней очарованье», воссоздающие балы в стиле лермонтовского времени; «мастер-классы» по гончарному делу, крестьянские посиделки и тарханскую свадьбу; экскурсии на мельницу, конную карусель (одно из любимых развлечений молодежи в лермонтовское время), лодочные прогулки, прогулки по окрестностям усадьбы верхом и на фаэтонах, изготовленных по образцам XIX века и др. (на II Межрегиональном общественном конкурсе «Евразия-2007. Музей года» за успешную реализацию этого проекта музею была присуждена Золотая медаль).
    Сегодняшние Тарханы, достоверно воссоздающие образ лермонтовского времени, стали музеем общенационального значения. Этот факт в 2008 году получил новые подтверждения: за проект по комплексному воссозданию и музеефикации заповедной зоны музея-заповедника творческий коллектив музея награжден премией Правительства Российской Федерации в области культуры и искусства, а накануне Всемирного дня туризма – дипломом «Лучший региональный музей» (национальная туристическая премия им. Юрия Сенкевича).
    Нескончаемый поток посетителей, тех, кому дорог Лермонтов и кто в начале пути к нему, их теплые отзывы («…мы благодарим всех, кто подарил возможность соприкоснуться со святыней, которую сохранили для нас и продолжают бережно хранить для будущих поколений», «… мы восхищены усадьбой») будут способствовать тому, что еще не одно поколение музейщиков несмотря ни на что будет так же трепетно хранить это небольшое пространство русской жизни. Новых свершений и долголетия вам, Тарханы!

Юлия Саблина, ученый секретарь музея-заповедника «Тарханы»

 

ИЗ ИСТОРИИ ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТ
    К 70-летию Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»

   Земли, которые занимает в настоящее время Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», имеют историю, уходящую корнями в петровскую эпоху.
Тарханская хроника начинается в 1701 году. Открывает ее документ, написанный более трехсот лет назад, – челобитная чембарских помещиков. 26 служилых людей Петра I «били челом великому государю… а есть де в Саранском уезде порозжая земля и леса, и всякие угодьи… в поместье и в оброк никому не отдано и никто теми землями не владеет. И великому государю пожаловать их велеть тех порозжих земель Дикова Поля им в указанное число в оклады, да сенных покосов по пяти тысяч копен человеку же, а леса и реки в угодья по пяти верст длины в поперешнике тож число на человека».
    До XVIII в. просторы нынешней Пензенской области и окружающих ее областей оставались дикими и необжитыми, и только эпоха Петра I – Екатерины II принесла в этот край заметное оживление. Русское дворянство, все более понимая значение земли как «денежного материала», начало активно оформлять в собственность обширные территории на юге и востоке страны. Вот тогда-то плодородные пензенские пустоши и привлекли внимание многочисленных дворян-помещиков, и они обратились к государю с просьбой выделить им во владение незаселенные земли.
    Просьба чембарских челобитчиков была удовлетворена 15 июля 1701 г. «по указу великого государя» было «велено тое порозжею землю по сыску отказать», т.е., в случае обнаружения, отдать, «и о том послать великого государя сыскную и отказную грамоту». Все 26 претендентов на новые земельные владения получили в среднем от 75 до 175 десятин. Среди подавших челобитную и получивших от государя землю были люди, чьи имена связаны с историей тарханских земель: Михайло Аргамаков, Василий Шадрин, Степан Путятин.
    Земли, дарованные государем чембарским помещикам, лежат на водоразделе двух бассейнов: между реками Кевда и Большой Чембар. Они еще долгое время оставались незаселенными, и это было приметой того времени. Дело в том, что в петровском государстве дворянин был лишен возможности серьезно заниматься своим имением и хозяйством: служение долгу подчиняло его личные интересы исключительно государственным. Только после смерти Петра I многие знатные дворяне, имеющие поместья в разных губерниях, вернулись в них для обустройства частной жизни. Вероятно поэтому, испросив и получив землю, ни Михаил Аргамаков, ни Василий Шадрин, ни Степан Путятин полученных земель не освоили. Основателем села, которое позже стало известно как Тарханы, и первым его владельцем стал Яков Долгоруков. Произошло это следующим образом.
    В 1729 году дочь Михаила Аргамакова (он значился первым в списке челобитчиков) вышла замуж за поручика Преображенского полка князя Якова Петровича Долгорукова, сына Петра Михайловича Долгорукова, пожалованного Петром I в день наречения его царем «лета 1790 апреля в 27 день» в государевы спальники. В приданое Анна Михайловна получила 37 тысяч рублей (от матери, т.к. Михаил Аргамаков уже умер, а имущество его наследовали сын и жена). На эти деньги молодожены Долгоруковы купили у С. Путятина (в 1730 году) и В. Шадрина (в 1734 году) полученные ими от Петра I и к тому времени еще не освоенные земли. Это и были те самые земли, которые позднее составили основное ядро владений бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. В 1735 году Я.П. Долгоруков купил у своего брата Сергея Петровича село Писцово с окрестными деревнями в Костромской губернии. Из этого-то костромского поместья и была переселена основная часть крепостных во вновь образованное село на берегу речки Марарайки – 91 семья. Семьи с «окающим» костромским говором определяли характерный тарханский диалект, который доныне сохранился в речи местных стариков.
Новое село получило название по фамилии его основателя и владельца – Долгоруково. Но в Завальном стане Пензенского уезда, куда оно относилось, уже было два села с таким названием – на Мокше и на Хопре, и вероятно, поэтому в официальных документах село записано как Яковлевское, по имени владельца. Так, в ревизской сказке 1745 г. значится: «Вотчины вдовы княгини Анны Михайловны дочери Долгоруковой новопоставленного сельца Яковлевского переведенных из разных уездов из вотчины оной Долгоруковой…» и даже следует список 311 «ревизских душ» мужского пола. Яков Долгоруков построил первую сельскую церковь. Она была небольшая, деревянная, однокупольная, однопрестольная, во имя наиболее популярного на Руси святого Николая Чудотворца. Собственно, только после этого деревня превратилась в село, а новое название его стало Никольское Яковлевское тож. В одном из документов той поры записано: «… село Никольское, то же самое, что ранее называлось Яковлевским».
    В 1762 году А.М. Долгорукова, к тому времени овдовевшая, продала свои пензенские имения Настасье Александровне Нарышкиной. От Н.А. Нарышкиной по завещанию Никольское Яковлевское тож перешло к ее внукам Ивану и Петру Нарышкиным. Выплатив брату стоимость его доли, Иван Александрович Нарышкин стал единоличным владельцем имения. В Никольском Яковлевском И.А. Нарышкин не жил и даже, по свидетельству собирателя материалов о Лермонтове в XIX в. П.К. Шугаева, «никогда и не был». В конце XVIII века барская усадьба, бывшая в центре села, полностью сгорела. Имение стало убыточным, и было продано И.А. Нарышкиным за бездоходностью. С 1794 года владельцами имения стали Е.А. и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М. Ю. Лермонтова. Документально подтверждено, что имение было куплено супругами Арсеньевыми, но оформлено на имя Елизаветы Алексеевны. В духовном завещании 1807 г. Е. А. Арсеньева писала: «… сие имение приобретено мною во время супружества с ним мужем моим и с помощью ево. Приобретенные Арсеньевыми земли еще в сентябре 1782 года были обмежеваны, а 6 июля 1800 года план межевания по решению правительствующего Сената Межевого департамента был утвержден.
    Генеральное межевание земель в Российском государстве было предпринято во второй половине XVIII в. после изданного 19 сентября 1765 г. манифеста о генеральном межевании. Манифест этот «произвел во всем государстве столь великое потрясение умов и всех владельцев деревенских заставил так много мыслить, хлопотать и заботиться о всех своих земляных дачах и владениях», как никогда о том не хлопотал русский дворянин. В экономических примечаниях к плану межевания описаны приобретенные Арсеньевой владения (земли, леса, строения и т. д.): «Звание дач – Село Никольское Яковлевское тож Ивана, Александровича и Петра Александровых детей Нарышкиных (эти имена зачеркнуты и сверху написано: «Елизаветы Алексеевой Арсеньевой – В. У.) с выделенною церковною землею (далее добавлено: «… состоит Арсеньевой еще хутор Михайловка» – В. У.). Число дворов 114. По ревизии душ: мужска – 431, женска – 440. Под усадьбой: десятины – 68, сажени – 120. Пашни: десятины – 3017, сажени – 1737. Сенные покосы: десятины – 726, сажени – 625. Лесу: десятины – 190, сажени – 211. Неудобных мест: десятины – 19, сажени – 800. Всего: десятины – 4081, сажени – 1094.
    Краткое экономическое примечание: по обе стороны вершины речки Марарайки, на коей пруд, и ее трех отвершков, из коих в одном пруд, а четвертого отвершка на правом берегу и при большой дороге из города Чембару в Пензу церковь Николая Чудотворца и дом господской деревянные; церковная земля на суходоле; земля чернозем; урожай хлеба и травы средственен; лес дровяной; крестьяне на оброке, кои сверх хлебопашества промысл имеют, скупая в других селениях мед, воск, сало, деготь и овчину и продают по торгам и на ярмонках». Последняя фраза объясняет причину возникновения нового названия села – «Тарханы». Зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку – «тарханы» («тархан» – в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях – прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т. п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е. А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное – Яковлевское, обиходное Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви. В 1836 г. в письме к С.А. Раевскому М. Ю. Лермонтов пишет: «Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь)».
Купив имение, Арсеньевы сразу же и очень активно приступили к строительству барской усадьбы. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу – большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, розарий и летний выход из гостиной в парк, липовые аллеи, террасы и белые колонны барского дома, – все то, что непременно входит в понятие «русская усадьба».
    19 февраля 1795 года Е. А. Арсеньева уже подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила в имении и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1828–35 гг., когда она жила с внуком в Москве и Петербурге, а в Тарханы вернулась весной 1835 г. А. П. Шан-Гирей писал: «По производстве его (т. е. Лермонтова. – В. У.) в офицеры бабушка сказала, что Мише нужны деньги, и поехала в Тарханы». А сама Елизавета Алексеевна из Тархан внуку в Петербург писала так: «… мое присутствие здесь необходимо, Степан очень прилежно смотрит, но все как я прикажу, то лучше».
К этому времени барская усадьба по сравнению с ее первоначальным видом сильно изменилась: на месте первого барского дома в память о рано умершей дочери Марии Михайловне Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний. В этом доме Лермонтов жил примерно с трехлетнего возраста, этот дом помнил и о нем писал: «Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской…» .
    С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной – хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальше за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары. Е. А. Арсеньева выстроила и новую сельскую церковь взамен старой Никольской. Престол церкви освятили во имя Архистратига Божия Михаила, святого покровителя ее мужа и внука. Церковь строилась с 1826 по 1840 годы и была освящена всего за один год до гибели поэта.
    М. Ю. Лермонтов не стал хозяином тарханского имения, когда он погиб (15 июля 1841 г.), Е. А. Арсеньева была жива. Она пережила внука на четыре года, умерла в 1845 году. После Арсеньевой никто из владельцев имения в Тарханах не жил.
В 1918 г. усадьба Тарханы была объявлена достоянием Советского государства; в 1934 г. Президиум Средне-Волжского крайисполкома объявил усадьбу заповедником; в 1939 г. в селе Лермонтово был открыт музей М. Ю. Лермонтова. Но только в 1969 г. музей получил статус заповедника и 100 га земли (в настоящее время – 188,49 га и охранная зона – 30642,68 га). Таким образом, с 1845 по 1917 гг. усадьба была «заглазной», а с 1917 по 1969 гг. – практически бесхозной. В эти годы на территории усадьбы функционировали совхозные мастерские, ветеринарный пункт, конюшни, птичник, плодопитомник; были уничтожены почти все хозяйственные постройки, игравшие важную роль в планировке и архитектуре усадебного комплекса. Парк и сады одичали, цветы и декоративные кустарники в них погибли, мемориальные аллеи исчезли почти полностью, «траншеи», место детских игр Лермонтова, заросли терном, Дубовую рощу вырубили, за Круглым садом в 1960-х гг. построили совхозный производственный комплекс. Непосредственная близость скотных дворов, прогон и пастьба скота, отсутствие благоустроенных подъездных путей обезобразило рощи, пруды, сады, парк. Таким образом, в 1969 г. заповедная территория не имела ничего общего с тем, что видел и воспел поэт.
    Наипервейшей задачей в работе заповедника с первых лет его существования стало воссоздание природной среды. Московское Всесоюзное лесоустроительное предприятие «Леспроект», специализировавшееся на реставрации мемориальных садово-парковых ансамблей XVIII – XIX вв., в 1971 г. выполнило научно и профессионально обоснованный проект реставрации зеленых насаждений (автор – В.А. Агальцова). Основные работы по проекту заповедник осуществил в 1970-х гг.: была произведена массовая посадка деревьев и кустарника, восстановлены липовые аллеи в Дальнем и Круглом садах, посадка дуба в Дубовой роще, цветочное оформление центральной части усадьбы. В настоящее время восстановлены композиции парка, всех трех садов, основные видовые перспективы. Центром планировки всей усадьбы был первый барский дом. В настоящее время на этом месте стоит церковь Марии Египетской, поэтому все видовые перспективы открываются отсюда. Первая – на липовую аллею Дальнего сада с беседкой в центре, о ней Лермонтов писал:
          Уютный сад, обсаженный рябиной,
          С беседкою, цветами и малиной,
          Как детская игрушка.

Следующая – на липовую аллею Круглого сада и Дубовую рощу, по этой аллее, по свидетельству первого биографа поэта П. А. Висковатого, «на Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех». Третья – «на запад золотой»: на село, Большой пруд, церковь Михаила Архангела.
          Из окон был прекрасный вид кругом:
          Налево, то есть к западу, рядами
          Пестрели кровли, трубы, а потом
          За ними церковь с круглыми главами.

     Зацвел по всему парку «ландыш серебристый», на террасированном склоне обнаружена «скамья дерновая», о ней Лермонтов упоминает в драме «Люди и страсти», на берегу пруда обнаружен фундамент беседки, и теперь она восстановлена; об этой беседке Лермонтов писал:
          На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
          Беседку тайную, где грустные мечты
          Сидят задумавшись? Над ними свод акаций.
          Там некогда стоял алтарь и муз и граций
          И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

    Найдены были и другие детали, которые «звучат» у Лермонтова: аллея «темная», место качелей, «малиновая слива», «куст прелестных роз» и др. Стало очевидным, что Тарханская усадьба была сконструирована в соответствии с основными принципами времени своего возникновения и являет собою замечательный образец садово-паркового искусства.
    2000–2008 гг. стали в жизни музея этапными. В эти годы восстановлена интереснейшая историческая планировка Дальнего сада: восьмилучевые звезды аллей, сходящихся в центре к восстановленной беседке-ротонде. В окрестностях Дальнего сада кипит повседневная жизнь усадьбы: функционирует пасека, бывшая здесь в лермонтовское время, конюшня, выгул для лошадей, в манеже обучаются верховой езде дети, вокруг сада по «дичкам» проходит конный маршрут – по нему посетители катаются на фаэтоне, рядом по барскому пруду плавают прогулочные лодки, шумят фольклорные праздники, свадьбы, балы; сады дают урожай сливы, вишни, яблок, малины, бахча – чеснок, капусту, огурцы и т. д. Проделана огромная работа по реставрации прудов: очищены ложа Большого и Среднего прудов, восстановлены береговые линии, установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, пруды зарыблены растительноядными рыбами (белым амуром и толстолобиком). В соседней усадьбе Апалиха, принадлежащей родственникам поэта Шан-Гиреям и являющейся частью заповедника с 1969 г., восстановлен фруктовый сад, граничный вал и канава, проведена ландшафтная рубка, лечение мемориальных деревьев, устроена дорожно-тропиночная сеть.
    Во все времена самое пристальное внимание музей уделял сохранению, сбережению и восстановлению памятников архитектуры. В 1980-х гг. на первом плане оказались реставрационные работы по церкви Михаила Архангела. Были полностью реконструированы деревянные кровельные сооружения над куполом и колокольней, железная кровля заменена на медную, укреплены колонны, произведена окраска внутри и снаружи. В 2001 – 2004 гг. работы по реставрации церкви были продолжены: по уникальной, специально разработанной технологии усилили фундамент здания, отреставрировали ступени папертей, выполнили кирпичную кладку порталов, произвели реставрацию стен и т. д. В 2004 г. была полностью реставрирована кирпичная ограда вокруг церкви, а в 2004–2006 гг. раскрыты росписи в храме. Одновременно готовили к реставрации еще два мемориальных здания рядом с церковью – церковную сторожку и часовню над могилой поэта, и в 2003 – 2005 гг. они были серьезно отреставрированы.
    В 1999–2000 гг. провели реставрацию барского дома: заменили срубы мезонина, межэтажные перекрытия, полы первого и второго этажей, перегородки первого этажа, кровлю, обшивку дома, окна, скобянку, облицевали изразцами печи. В последующие годы очередь дошла до ограждений балконов, веранд, карнизов, отопительной системы и т. д. Реставрационные работы по барскому дому ведутся практически постоянно, т. к. он является одним из главных памятников на усадьбе. В эти же 2000-е гг. были отреставрированы усадебная церковь Марии Египетской, людская изба и дом ключника. С 1990-х гг. и до настоящего времени в музее постоянно и планово проводится работа по реставрации экспонатов фондовых коллекций. За эти годы к жизни возвращены, а зачастую буквально спасены от гибели тысячи музейных предметов, среди них – редчайшие издания произведений М. Ю. Лермонтова, подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, крестьянского быта, осветительные приборы, мебель, ткани, живопись, графика, иконы и др. Нередко для восстановления того или иного предмета проводится отдельная научно-искусствоведческая работа, разрабатываются специальные уникальные технологии реставрационных методов и приемов. Иногда под слоями поздних записей на иконе обнаруживается чудная живопись XVIII века, а под простой масляной краской кресла или киота – дивной красоты благородное дерево ценной породы, и тогда музей обретает ценнейший экспонат, а посетители могут насладиться красотой, созданной столетия назад.
    Реставрация, восстановление архитектурных объектов, музейных предметов фондовых коллекций, зеленых насаждений, обрядов и ремесел помогает воссоздавать и сохранять быт помещичьей усадьбы первой половины XIX в. Быт как часть культуры музеефицируемой эпохи в своем многозначном содержании является базой рассказа о поэте, т. е. основой экспозиционного комплекса заповедника. Начиная с 1992 года (восстановление интерьера церкви Михаила Архангела и возобновление в ней богослужений) в заповеднике планомерно создается новый экспозиционный комплекс на основе принципов ансамблевого метода. Созданы экспозиции: «Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи» в барском доме, «Русский народ, этот сторукий исполин…» в доме ключника и людской избе, «Но чувство есть у нас святое…» – в церкви Марии Египетской. Элементы бытовой типологии в новом экспозиционном комплексе заповедника позволяет отразить функциональное назначение усадебных построек, садов и парка, включить их в общий ансамбль, расширить и конкретизировать образное представление об эпохе, создать своеобразный контекст образу главного героя музея – М. Ю. Лермонтову, представить мир дворянской и крестьянской усадебной жизни первой половины XIX века.

В. П. Ульянова, главный хранитель
Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»

ФГУК «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово
Тел./факс (84153) 3-56-01 (экскурс.)
Тел. (84153) 2-07-99, 3-54-99, 3-56-86
E-mail: muslerm@sura.ru 
Сайт: www.sura.ru/tarhany

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД