Подробности

Г. Додонова. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЯРОСЛАВЛЬ Г. Додонова. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ
Г. Додонова. АПОСТОЛ ПЕТР   Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 21 марта 2008 года открывается выставка «Галина Додонова. Скульптура, графика, живопись» из цикла «Святогорская галерея».

     <…> С момента защиты дипломной работы, её имя приобрело прочную известность наряду с самыми прославленными мастерами советской культуры. Памятник Пушкину, поставленный сначала в Ленинграде, а в 1980 году «переехавший» в село Михайловское, принёс ей всероссийскую славу. Удивительный, завораживающий Пушкин, с ним хочется общаться. <…>  Прошли десятилетия, и как истинно классическое произведение оно не только стало знаковым, оно заставляет вновь и вновь восхищаться изысканностью формы,
красотой «импрессионистической» лепки. Бесплотное – гений поэта – обрёло зримую определённость.
    <…> Некая отстранённость от суетного мира, тихое и вдумчивое созерцание природы, певучая манера говорить – в этом есть многое от детства и юности, проведённых в родном древнем городе Ярославле. Природа, церкви. Русская икона с её чистотой и одухотворённостью, условность и плоскостность иконного построения завораживали Галину с юных лет. Рядом Ростов Великий, Углич, Борисоглебск. Так складывался фундамент личности, тянущейся к многосторонним знаниям. Потом был Ленинград, самое прогрессивное для шестидесятых годов учебное заведение – Мухинское художественное училище, где она не только лепила, но и писала на холсте и не просто так, а, например, икону Тихвинской Божьей Матери.
     Ей было нелегко в этом европейском городе. Сложный и безумно красивый город со своей мифологией, город, не отличающийся толерантностью. Безмолвие петербургских строений скорее отражает безразличие, окружавшее и Пушкина, и Ахматову. Её вера в своё предназначение была столь велика, что ничто и никто не мог сбить молодого художника с избранного пути. Она – мастер спорта по парашютному спорту – небо и землю чувствовала в полёте и с высоты.
     Напряжённая работа в мастерской привели к абсолютно неожиданному результату. Более сорока лет творческой работы пронизаны жаждой эксперимента. Она сама не может ответить на вопрос какое искусство ей ближе. Думаю – разное, свидетельством чему является творчество мастера. <…> Властный и сильный человек, она любит работать в бронзе. «Дерево ведёт за собой», – замечает она.
    <…> Сплав мягкой, лирической человечности, классической гармонии свойственен большинству её скульптурных портретов. Её станковая пластика достигает максимальной выраженности своих возможностей. Она представляет собой сложный синтез глубоко переработанных впечатлений, интеллектуальных, моральных принципов,
    <…> Не раз обращалась она к образу Анны Ахматовой. И каждый раз, шаг за шагом открывала для себя новые грани этого непостижимого поэта и загадочной женщины.
     <…> Образ поэта вмещает в себя полярные состояния: надлом, роковая обречённость и возвышенная красота самопожертвования. Закованная в форму страсть.
    <…> В формальном строе произведения есть что-то библейски величавое, торжественное… Памятник Анне Ахматовой – величественная реализация в пластике ощущения истинной свободы. Так в бронзе заключено не только царственное благородство и мужество поэта, но и создана скульптурная форма, воплощающая жизнь, свободную от сюжета. Реквием и Гимн. Вот такая новая гармония. Редчайшее сочетание. Этому монументальному произведению предстоит счастливая жизнь, в отличие от запечатлённого героя. А Галине Додоновой я желаю ещё не раз обращаться к образам тех, кто прославляет любимый город или его охраняет.

Татьяна Юрьева, доктор искусствоведения,
профессор Смольного института свободных искусств и наук
СПб государственного университета,
директор Центра искусств имени Дягилева,
член Международной Ассоциации художественных критиков

     Выставка продлится до 31 марта.
     Галина Додонова родилась 5 ноября 1940 года в городе Ярославле. Занималась во Дворце пионеров и школьников. В 1961 году закончила Ярославское художественное училище и поступила в Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Училась у профессора Р. К. Таурита. Дипломная работа – скульптура «Пушкин-лицеист» – установлена в 1981 году в селе Михайловском (Пушкинский заповедник). С 1973 года – член Союза Художников России.
    В Санкт-Петербурге установлены работы:
     • Памятник А. А. Ахматовой на набережной Робеспьера, 14. Арх. В.А. Реппо, спонсор Ю.Ю. Жорно. Гипсовая модель памятника установлена в следственном изоляторе Кресты»;
     • Скульптурное оформление станции метро «Приморская». Арх. В.И. Соколов, М.Н. Стародубов, В. А. Реппо;
     • «Пушкин-лицеист», бронза. Школа № 345 (1968-1973 гг.);
     • «Спортсмен», рельеф на здании школы № 345. Арх. С.И. Евдокимов, В.И. Соколов, М.Н. Стародубов;
     • Скульптура для фонтана «Нева» у отеля «Санкт-Петербург». Арх. С.Б. Сперанский;
     • Скульптурная эмблема «Интурист» в отеле «Санкт-Петербург». Арх. В.И. Струзман;
     • Памятник-бюст Великой княгине Марии Николаевне в Мариинском дворце, Арх. Е. Е. Лазарева;
     • Портреты русских химиков А. М. Бутлерова, Д. П. Коновалова, Л. А. Чугаева, В.Г. Хлопина, мрамор, в здании химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета;
     • Мемориальная доска К. А. Федину (Литейный пр., 33). Арх. Т. Н. Милорадович;
     • Скульптура «Семья слонов», гранит. Пр. Ветеранов, 52;
     • Скульптура «Утро», детская поликлиника № 32. , пр. Косыгина;
     • Скульптура «Человек и книга», книжный магазин «Искусство», Невский пр. (1974 – 1991). Арх. Г.Л. Ашропян (не сохранилась).
Установлены надгробия в Санкт-Петербурге:
     • «Богоматерь у креста», гранит – народной артистке России, профессору Е.П. Кудрявцевой, Новодевичье кладбище.
     • «Поющий крест», металл – народному артисту России, хормейстеру А. Г. Мурину, на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
     • Б. А. Самотокину, нейрохирургу, Богословское кладбище;
     • В. И. Калинину, генералу Аэрокосмической академии, Сосново;
     • поэту Е. Рывиной, Казанское кладбище г. Пушкина;
     • филологу Н. А. Бахтиной, Красненькое кладбище.
     Также установлены скульптуры в Калининграде, Липецке, Брянске, Ярославле, Урале, Апатитах, Херсоне, Джизаке (Узбекистан).
     С 1967 года участвовала во многих конкурсах на памятники. 1997 г. – премия конкурса на памятник А. А. Ахматовой на набережной Робеспьера и в Шереметьевском саду музея «Фонтанный дом». 2006 г. – I место конкурса на памятник-бюст Марии Николаевны в Мариинском дворце, 2004 г. – медаль «300 лет Санкт-Петербургу», 2005 – стипендиат СХ России.
     Участник более ста выставок в России, Японии, Великобритании, Чехии, Болгарии, Сербии. 5-ти персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и Ярославле.
     Работы хранятся в музейных и частных собраниях нашей страны и за рубежом.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./ факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД