|
|
Государственном музее-заповеднике А.С.
Пушкина «Михайловское» 21 марта 2008 года открывается выставка
«Галина Додонова. Скульптура, графика, живопись» из цикла «Святогорская
галерея». <…> С момента защиты дипломной работы, её имя приобрело прочную известность наряду с самыми прославленными мастерами советской культуры. Памятник Пушкину, поставленный сначала в Ленинграде, а в 1980 году «переехавший» в село Михайловское, принёс ей всероссийскую славу. Удивительный, завораживающий Пушкин, с ним хочется общаться. <…> Прошли десятилетия, и как истинно классическое произведение оно не только стало знаковым, оно заставляет вновь и вновь восхищаться изысканностью формы, |
красотой «импрессионистической» лепки. Бесплотное – гений поэта – обрёло
зримую определённость. <…> Некая отстранённость от суетного мира, тихое и вдумчивое созерцание природы, певучая манера говорить – в этом есть многое от детства и юности, проведённых в родном древнем городе Ярославле. Природа, церкви. Русская икона с её чистотой и одухотворённостью, условность и плоскостность иконного построения завораживали Галину с юных лет. Рядом Ростов Великий, Углич, Борисоглебск. Так складывался фундамент личности, тянущейся к многосторонним знаниям. Потом был Ленинград, самое прогрессивное для шестидесятых годов учебное заведение – Мухинское художественное училище, где она не только лепила, но и писала на холсте и не просто так, а, например, икону Тихвинской Божьей Матери. Ей было нелегко в этом европейском городе. Сложный и безумно красивый город со своей мифологией, город, не отличающийся толерантностью. Безмолвие петербургских строений скорее отражает безразличие, окружавшее и Пушкина, и Ахматову. Её вера в своё предназначение была столь велика, что ничто и никто не мог сбить молодого художника с избранного пути. Она – мастер спорта по парашютному спорту – небо и землю чувствовала в полёте и с высоты. Напряжённая работа в мастерской привели к абсолютно неожиданному результату. Более сорока лет творческой работы пронизаны жаждой эксперимента. Она сама не может ответить на вопрос какое искусство ей ближе. Думаю – разное, свидетельством чему является творчество мастера. <…> Властный и сильный человек, она любит работать в бронзе. «Дерево ведёт за собой», – замечает она. <…> Сплав мягкой, лирической человечности, классической гармонии свойственен большинству её скульптурных портретов. Её станковая пластика достигает максимальной выраженности своих возможностей. Она представляет собой сложный синтез глубоко переработанных впечатлений, интеллектуальных, моральных принципов, <…> Не раз обращалась она к образу Анны Ахматовой. И каждый раз, шаг за шагом открывала для себя новые грани этого непостижимого поэта и загадочной женщины. <…> Образ поэта вмещает в себя полярные состояния: надлом, роковая обречённость и возвышенная красота самопожертвования. Закованная в форму страсть. <…> В формальном строе произведения есть что-то библейски величавое, торжественное… Памятник Анне Ахматовой – величественная реализация в пластике ощущения истинной свободы. Так в бронзе заключено не только царственное благородство и мужество поэта, но и создана скульптурная форма, воплощающая жизнь, свободную от сюжета. Реквием и Гимн. Вот такая новая гармония. Редчайшее сочетание. Этому монументальному произведению предстоит счастливая жизнь, в отличие от запечатлённого героя. А Галине Додоновой я желаю ещё не раз обращаться к образам тех, кто прославляет любимый город или его охраняет.
Татьяна Юрьева, доктор искусствоведения, Выставка продлится до 31 марта. |
|