| 
       
        | 
    |
      ![]()  | 
      
		![]()  | 
    
| 
       
		 
		  | 
      
		 Рождество Христово – особое событие года. Открывающиеся этим праздником Святки широко отмечались в традиционной культуре в течение двух недель, когда в Святых Горах было принято только отдыхать. Перед Рождеством, в последний день Филипповского поста – Сочельник, хозяйка готовила обрядовый стол, включавший обязательную ритуальную кашу из цельного зерна (пшеницы, ячменя и др.) – кутью (коливо, сочиво), с растертым маком, орехами, сушеными плодами и мёдом. В качестве ритуального напитка выступали сыта – медовый взвар и овсяный кисель. Зерно обязательно присутствовало и необработанное, в виде колосьев последнего, «дожиночного», снопа в красном углу – «Харитона». Хыритон, хыритон, мой батюшка, На печке Хыритон, на кровати Хыритон.  | 
    
| 
		     Тюфяки, набитые соломой, меняли к Рождеству, 
		сжигая в печи и на дворе, чтобы «родителей погреть». В Солома 
		приобретала особый статус, становясь золотистым символом этого 
		праздника, напоминая об евангельских притчах и зерне нового урожая.  
		Праздничную рождественскую трапезу проводили на соломе, «растянутой» под 
		скатертью на столе или прямо на полу, на ней же гадали о будущем.  М. А. Козмина, ст. научный сотрудник музея ФГУК «Государственный 
		мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный 
		музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»  | 
      
| 
			 
			  |