Подробности

Памятный знак г. Москвы. Лицевая сторона

Памятный знак г. Москвы. Оборотная сторона
    преддверии Дня России 11 июня на Первом ратном поле нашего Отечества, в с. Монастырщина — легендарном месте захоронения павших в Куликовской битве воинов, состоится знаменательное событие. Представители г. Москвы установят на Аллее Памяти и Единства мемориальный знак в память о земляках, погибших на Куликовом поле.
     Аллея Памяти и Единства символизирует собой идею единения Отечества и память о героях, погибших за него во все времена. Начало акции по созданию Аллеи было положено в 2000 г. жителями Серпухова – тогда они установили памятную доску в честь князя Владимира Андреевича Серпуховского, руководившего Засадным полком. Затем памятные доски в память своих земляков – участников Куликовской битвы установили представители Ярославля, Липецка, Коломны, Владимира, Пскова и Полоцка (Беларусь), Ростова Великого.
     Памятный знак от г. Москвы создан на Даниловском художественно-производственном комбинате по проекту творческой группы в составе о. Валерия Мешкова, Николая Шарапонова и архитекторов Сергея Медведева и Георгия Кондрашова.
Церемония открытия состоится в 11.00 после торжественного богослужения в честь Государства Московского - России в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в с Монастырщина Кимовского района Тульской области.
    Это начало торжеств Дня России на Куликовом поле. И приятно отметить, что притяжение Первого ратного поля не оставляет равнодушным наше подрастающее поколение.
    Заявки на установку своих памятных знаков подали Брянск и Белозерск Вологодский.

Пресс-служба музея-заповедника «Куликово поле»

Концепция памятного знака,
устанавливаемого на Аллее Славы в с. Монастырщина
от града Москвы и её граждан
+

      Москва – «как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…». Первопрестольный град во главе со своим великим князем Димитрием Иоанновичем явились инициаторами зачина – дать решительный бой мамаевым ордам. И к чести сказано будет русским витязям: тактика и стратегия заключались не в занятии выжидательной и удобной позиции (как это было перед битвой на р. Воже в 1378 г., или как можно было бы сделать и перед этим боем - обезопасить себя и остаться защищать свои рубежи на р. Оке). На сей раз русское войско вышло далеко вперед – в «дикое поле» (ставшее после битвы Первым полем славы Руси/России) – навстречу жестокому коварному и беспощадному ворогу. Перешли р. Дон, сжегши за собой мосты, не оставив себе путей к малодушному отступлению, - и победили на Куликовом поле в кровавой сече, которая считается крупнейшим средневековым сражением.
Памятный знак выполнен в виде зубца стены Кремля, сердца Москвы, откуда после молебна русское войско тремя колоннами направилось в многодневный путь.
«Зубец» изображает и буквицу/литеру «М», начальную букву дорогого имени нашего града-героя Москвы.
      От этого на первый взгляд простого и лаконичного знака веет эпохой XIV столетия, когда собственно и свершилась Куликовская битва. Знак изготовлен из мрамора белого цвета, что сделано неслучайно: при великом князе Димитрии (впоследствии названным Донским) деревянный Кремль перед битвой облекся в белокаменные «ризы». Витиеватая вязь национального узора в древней традиции (по периметру памятника) ретроспективно всё более возводит наш мысленный взор в глубину веков и высвечивает дух того стародавнего времени.
      Решение отдать предпочтение всё же белому цвету перед красным было принято ещё и потому, что Москва для каждого православного человека – гораздо больше, чем просто город, ставший сегодня уже индустриальным и многолюдным мегаполисом. «Белый» в иерархии цветовой гаммы – цвет света и святости. Национальная идея «Москва – III-й Рим» как столица Святой Руси светила многим поколениям наших предков, которые строили, собирали, защищали и, если надо было, умирали за любезное Отечество, когда угрожал и приступал коварный враг. Этот немеркнущий ИДЕАЛ и высокий смысл бытия давал ранее и даёт сейчас русскому народу силы всё превозмочь, жить осмысленно и уйти во оно время в блаженное пакибытие, обретя бессмертие и наследовав блаженную ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ с БОГОМЪ… Шли же на поле брани с заветными словами: «за Землю Русскую, за Веру Христианскую».
     Памятный знак от Москвы немного возвышается над другими знаками, что указует на победную инициативу столицы (ибо именно она собрала общерусскую рать в единый ударный кулак), ставшей первой среди русских городов, духовно-государственным центром Руси (Знак, хотя и отдаленно, но напоминает и белокаменный неувядающий цветок, расцветший на Русской Святой Земле, невольно «засеянный» телами русичей.).
      Ваятель – Сергей Медведев (хочется его особо отметить за внимательное отношение ко всем нашим замечаниям, которые были высокопрофессионально воплощены, а также за его терпение (ибо неоднократно предлагалось не только изменить многие детали, но даже и образы), и он с достоинством и неподдельным интересом без раздражения внимал нашему общему гласу) – по просьбе инициативной группы создания этого памятника ввёл в него образы святых, которые неотделимы от того ДНЯ ПОБЕДЫ – 21 сентября 1380 года.
     На лицевой стороне «памятника» изображены:
- Великомученик и Победоносец Георгий, воин Христовъ, покровитель нашей столицы, на гербе которой есть его святое изображение.
- Архистратиг Божий Михаил, небесный воевода и покровитель православного воинства.   По преданию, он, как и вмч. Георгий, являлся людям во время боя. Сей архангел здесь изображен не только как немолчный бесстрастный свидетель БИТВЫ, но и как скорый помощник/соучастник Мамаева побоища. Мощно опершись на щит, архистратиг как бы показывает всем своим видом, что он с нами, и никто же на ны, ибо дело наше правое.
- Преподобный и богоносный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, благословивший русское воинство на ратный подвиг, и его же молитвами одолели татей. Пальцы у старца на деснице изображены сложенными в благословляющем жесте. Другая же рука лишь смиренно касается щита, ибо в пустынной тиши радонежских лесов преподобный защищал (корень этого слова – щит) наши боевые ряды молитвенным дерзновением ко Всемогущему Богу – Господу воинств. Аскетический лик равноангельно жившего святого сосредоточен. Сергий пророчески предрек и исход сражения: «Победишь, Господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш» (обращаясь к великому князю Димитрию). (Памятник ему работы скульптора О.Комова дивно красуется в конце Аллеи Славы.)

+
«Вечная ваша память,
достоблаженнии отцы и братья наша,
приснопоминаемии».
+
Имена ваши в подавляющем большинстве ведает только Создатель. Этот знак – знак нашей признательности.
Низкий вам поклон от сограждан. Мы не забыли и не забудем…
пока мы и наши дети живы.

Инициативная группа
 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД