преддверии Дня России 11 июня на Первом ратном поле нашего Отечества, в
с. Монастырщина — легендарном месте захоронения павших в Куликовской
битве воинов, состоится знаменательное событие. Представители г. Москвы
установят на Аллее Памяти и Единства мемориальный знак в память о
земляках, погибших на Куликовом поле.
Аллея Памяти и Единства символизирует собой идею
единения Отечества и память о героях, погибших за него во все времена.
Начало акции по созданию Аллеи было положено в 2000 г. жителями
Серпухова – тогда они установили памятную доску в честь князя Владимира
Андреевича Серпуховского, руководившего Засадным полком. Затем памятные
доски в память своих земляков – участников Куликовской битвы установили
представители Ярославля, Липецка, Коломны, Владимира, Пскова и Полоцка
(Беларусь), Ростова Великого.
Памятный знак от г. Москвы создан на Даниловском
художественно-производственном комбинате по проекту творческой группы в
составе о. Валерия Мешкова, Николая Шарапонова и архитекторов Сергея
Медведева и Георгия Кондрашова.
Церемония открытия состоится в 11.00 после торжественного богослужения в
честь Государства Московского - России в Храме Рождества Пресвятой
Богородицы в с Монастырщина Кимовского района Тульской области.
Это начало торжеств Дня России на Куликовом поле. И приятно
отметить, что притяжение Первого ратного поля не оставляет равнодушным
наше подрастающее поколение.
Заявки на установку своих памятных знаков подали Брянск и
Белозерск Вологодский.
Пресс-служба музея-заповедника «Куликово поле»
Концепция памятного знака,
устанавливаемого на Аллее Славы в с. Монастырщина
от града Москвы и её граждан
+
Москва – «как много в этом звуке для
сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…».
Первопрестольный град во главе со своим великим князем Димитрием
Иоанновичем явились инициаторами зачина – дать решительный бой
мамаевым ордам. И к чести сказано будет русским витязям: тактика и
стратегия заключались не в занятии выжидательной и удобной позиции
(как это было перед битвой на р. Воже в 1378 г., или как можно было
бы сделать и перед этим боем - обезопасить себя и остаться защищать
свои рубежи на р. Оке). На сей раз русское войско вышло далеко
вперед – в «дикое поле» (ставшее после битвы Первым полем славы
Руси/России) – навстречу жестокому коварному и беспощадному ворогу.
Перешли р. Дон, сжегши за собой мосты, не оставив себе путей к
малодушному отступлению, - и победили на Куликовом поле в кровавой
сече, которая считается крупнейшим средневековым сражением.
Памятный знак выполнен в виде зубца стены Кремля, сердца Москвы,
откуда после молебна русское войско тремя колоннами направилось в
многодневный путь.
«Зубец» изображает и буквицу/литеру «М», начальную букву дорогого
имени нашего града-героя Москвы.
От этого на первый взгляд простого и лаконичного
знака веет эпохой XIV столетия, когда собственно и свершилась
Куликовская битва. Знак изготовлен из мрамора белого цвета, что
сделано неслучайно: при великом князе Димитрии (впоследствии
названным Донским) деревянный Кремль перед битвой облекся в
белокаменные «ризы». Витиеватая вязь национального узора в древней
традиции (по периметру памятника) ретроспективно всё более возводит
наш мысленный взор в глубину веков и высвечивает дух того
стародавнего времени.
Решение отдать предпочтение всё же белому цвету
перед красным было принято ещё и потому, что Москва для каждого
православного человека – гораздо больше, чем просто город, ставший
сегодня уже индустриальным и многолюдным мегаполисом. «Белый» в
иерархии цветовой гаммы – цвет света и святости. Национальная идея
«Москва – III-й Рим» как столица Святой Руси светила многим
поколениям наших предков, которые строили, собирали, защищали и,
если надо было, умирали за любезное Отечество, когда угрожал и
приступал коварный враг. Этот немеркнущий ИДЕАЛ и высокий смысл
бытия давал ранее и даёт сейчас русскому народу силы всё превозмочь,
жить осмысленно и уйти во оно время в блаженное пакибытие, обретя
бессмертие и наследовав блаженную ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ с БОГОМЪ… Шли же на
поле брани с заветными словами: «за Землю Русскую, за Веру
Христианскую».
Памятный знак от Москвы немного возвышается над другими
знаками, что указует на победную инициативу столицы (ибо именно она
собрала общерусскую рать в единый ударный кулак), ставшей первой
среди русских городов, духовно-государственным центром Руси (Знак,
хотя и отдаленно, но напоминает и белокаменный неувядающий цветок,
расцветший на Русской Святой Земле, невольно «засеянный» телами
русичей.).
Ваятель – Сергей Медведев (хочется его особо
отметить за внимательное отношение ко всем нашим замечаниям, которые
были высокопрофессионально воплощены, а также за его терпение (ибо
неоднократно предлагалось не только изменить многие детали, но даже
и образы), и он с достоинством и неподдельным интересом без
раздражения внимал нашему общему гласу) – по просьбе инициативной
группы создания этого памятника ввёл в него образы святых, которые
неотделимы от того ДНЯ ПОБЕДЫ – 21 сентября 1380 года.
На лицевой стороне «памятника» изображены:
- Великомученик и Победоносец Георгий, воин Христовъ, покровитель
нашей столицы, на гербе которой есть его святое изображение.
- Архистратиг Божий Михаил, небесный воевода и покровитель
православного воинства. По преданию, он, как и вмч.
Георгий, являлся людям во время боя. Сей архангел здесь изображен не
только как немолчный бесстрастный свидетель БИТВЫ, но и как скорый
помощник/соучастник Мамаева побоища. Мощно опершись на щит,
архистратиг как бы показывает всем своим видом, что он с нами, и
никто же на ны, ибо дело наше правое.
- Преподобный и богоносный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской,
благословивший русское воинство на ратный подвиг, и его же молитвами
одолели татей. Пальцы у старца на деснице изображены сложенными в
благословляющем жесте. Другая же рука лишь смиренно касается щита,
ибо в пустынной тиши радонежских лесов преподобный защищал (корень
этого слова – щит) наши боевые ряды молитвенным дерзновением ко
Всемогущему Богу – Господу воинств. Аскетический лик равноангельно
жившего святого сосредоточен. Сергий пророчески предрек и исход
сражения: «Победишь, Господин, супостатов своих, как подобает тебе,
государь наш» (обращаясь к великому князю Димитрию). (Памятник ему
работы скульптора О.Комова дивно красуется в конце Аллеи Славы.)
+
«Вечная ваша память,
достоблаженнии отцы и братья наша,
приснопоминаемии».
+
Имена ваши в подавляющем большинстве ведает только Создатель. Этот
знак – знак нашей признательности.
Низкий вам поклон от сограждан. Мы не забыли и не забудем…
пока мы и наши дети живы.
Инициативная группа
|