Подробности

В Богородицком уезде бытовал так называемый поневный комплекс Головной убор (сорока или кичка) для женщины был обязателен.
Выставка «От сундука крестьянки до комода горожанки»    Богородицком дворце-музее (Тульская обл.) открылась выставка «От сундука крестьянки до комода горожанки», рассказывающая о костюме Богородицкого уезда второй половины XIX—начала XX вв.
    Сейчас жительница любого города мало, чем отличается от столичной модницы. А ведь каких-нибудь сто лет назад по одежде можно было сказать из какого села та или иная красавица. Но и в самом селе женщины не ходили как из инкубатора, их наряд всегда отличался индивидуальностью, но общие черты конечно же присутствовали. Это прежде всего гармоничная по колориту радуга красок, отсутствие пестроты в окраске
шерсти, льна, холста. И само собой состав костюма.
    В Богородицком уезде бытовал так называемый поневный комплекс. И за этим научным термином кроется самый древний вид одежды- понева, дальняя родственница шотландского килта. Появилась понева на много веков раньше, чем знаменитый сарафан, который пришел в Россию из Ирана. На первый взгляд, понева похожа на юбку, но этнографически неправильно ее так называть. Юбка-это кроеная одежда, а понева сшита из трех или четырех прямоугольных полотнищ домотканой клетчатой (!) шерсти и собрана в верхней части на шнур-гашник (вздержку). Во время работы поневу подтыкали под пояс и сзади она образовывала залом. Такая манера ношения называлась «кульком». Даже скромная рабочая понева имела по низу украшения в виде яркой тканой полоски – мутозки. А уж на праздничную поневу хозяйки не скупились нашивали позумент, блестки и шелковые ленты.
    Обязателен и пояс. Это оберег! Их в сундуке крестьянки, как и понев, было больше десятка.
     Конечно же, понева надевалась поверх рубахи. И в нашем уезде есть свои местные отличия. Рубахи шились из отбеленного холста (лен в Тульской губернии редкость), с плечевыми вставками- косыми и прямыми поликами из красной ткани с вышивкой.  Кстати, если в костюме присутствует только рубаха без поневы, значит перед вами незамужняя девица. Поневу надевали только перед свадьбой.
    Головной убор (сорока или кичка) для женщины был обязателен. Появиться с непокрытой головой, значило опростоволоситься, то есть опозориться. К сожалению, праздничные сороки и двурогие кички в нашем уезде почти не сохранились. Обычно их украшали золотым шитьем. В начале двадцатого века сороки в большом количестве скупали за копейки заезжие дельцы, спарывали шитье и выплавляли из него миллиграммы золота. Сам головной убор выбрасывался. Но вот повойники в бабушкиных сундуках еще встретить можно. Они были скромными, из темной хлопчатобумажной ткани, с украшениями из тесьмы и бисера. Поверх повойника всегда покрывался платок.
    Когда начинало холодать, то поверх рубахи с поневой надевали серяк и подвязывали поясом. Серяки были как из светлой шерсти, так и из черной. Крой у них был самый простой – прямой. И это была универсальная одежда, как для женщин, так и для мужчин.
    Среди сельских жителей по одежде можно выделить не только богатых и бедных крестьян, но и еще одно сословие - однодворцы. Это потомки служилых людей. Сами себя они крестьянами не считали, потому женщины понев не носили. В их сундуках хранились юбки, яркие, полосатые и однотонные из покупной ткани.
Городской костюм выделяется сразу. Юбки, шелковые и шерстяные, блузы и кофты, пелерины и накидки, сшитые на заказ у модисток и портных. Все это сразу бросается в глаза. Но в ХХ веке подобные наряды появляются уже и в селах.
    Все это, уважаемый посетитель, Вы можете оценить и сами, если посетите выставку «От сундука крестьянки до комода горожанки. Богородицкий костюм второй половины ХIХ-начала ХХ веков», которая будет работать до июля 2007 года.
Богородицкий дворец-музей и парк
301800,г. Богородицк Тульской области
Тел. (48761) 2-25-32

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД