Государственном музее истории Санкт-Петербурга в рамках международного
фотопроекта 16 марта 2007 года в особняке Румянцева (вход с Галерной
ул., 45) открывается выставка «Механика сновидений: визуализация
неявного», представляющая 235 работ 40 фотохудожников из России,
Германии, Канады, Израиля, и США.
Анализ и фиксация измененных состояний сознания: сна,
медитации, грез, виртуальной реальности - давно уже стали одними из
основных методов современного искусства. Активно участвуют в этом
творческом процессе и фотографы, пытаясь с помощью камеры уловить
ускользающую ирреальность. На сегодняшний день не существует техники,
способной запечатлеть то, что происходит внутри человеческой психики,
сфотографировать сон или видение, поэтому творец прибегает к собственной
фантазии и использует различные художественные и технические средства
для создания определенного образа неявного.
Выставка в особняке Румянцева демонстрирует все многообразие
современной фотографии, различными средствами визуализирующей неявное.
Одни авторы используют оптические свойства фотокамеры, другие -
совершают манипуляции с цифровым изображением на компьютере; третьи -
достигают искомого эффекта в фотолаборатории (при творческих методах
печати фотографий), четвертые – придерживаются традиционных методов.
Приверженцы оптического метода визуализации неявного
используют в своей работе камеры, просроченные и частично засвеченные
фотоматериалы и пр. На выставке представлены фотографии Виктора
Гинзбурга (США), Дмитрия Иванова (Москва), Гвена Койна (США), Алексея
Тихонова (Санкт-Петербург), созданные с помощью камеры HOLGA – аппарата,
изначально сконструированного с браком. Немыслимые аберрации,
возникающие в процессе фотосъемки, особо ценятся авторами и позволяют
зафиксировать на фотобумаге яркие ирреальные образы.
Богдан Звир (Санкт-Петербург), Андрей Полушкин (Санкт-Петербург) и ряд
других экспонентов выставки манипулируют с цифровым изображением,
используя неограниченные возможности современной компьютерной графики.
Многие фотографы придерживаются бромосеребряной методики
обработки материалов и создают произведения не столько в процессе
съемки, сколько посредством творческой печати. Призрачные, неуловимые
образы неявного отображают фотоотпечатки Игоря Култышкина (Москва),
Александра Орлова (Москва) и др., полученные в процессе творческой
оптико-химической обработки снимков в darkroom («темной комнате»).
Виталий Бахвалов (Санкт-Петербург), Дмитрий Андреев (Санкт-Петербург),
Виорел Курносов (Санкт-Петербург), Денис Несмеянов (Санкт-Петербург),
Дмитрий Ивахнов (Санкт-Петербург), Николай Свистун (Санкт-Петербург),
Сергей Щербаков (Санкт-Петербург) демонстрируют в своих работах верность
традиционным методам фотографии. Фиксируя объекты окружающей среды, они
не подвергают полученное изображение специальной обработке, а достигают
нужного эффекта в самом процессе фотосъемки. Это делается с помощью
съемки не конкретных денотатов, а их знаков. Чаще всего это образы
реальных предметов: силуэты, тени, отражения, шлейфы во время движения
или многократная экспозиция на один кадр.
Выставка работает с 16 марта по 8 апреля 2007 года.
Пресс-служба ГМИ СПб
Тел./факс 498 05 03
E-mail: press@spbmuseum.ru |