Подробности

Зимин Евгений павлович. Лето. 1992 г.  Назаренко Татьяна Григорьевна. Ужин. 1992 г.
   

   Ивановском художественном музее 21 июня открылась выставка «Территория Евы». Проект посвящен образу женщины в искусстве XX века. Представлено более шестидесяти произведений живописи, графики и скульптуры из фондовых коллекций музея, многие из которых зритель увидит впервые.
    Жанр обнаженной натуры, ставший в последнее время популярным и органично живущий в стенах небольших галерей, в музейных залах выглядит если не учебной штудией, то интимной зарисовкой или художественной прихотью, а потому почти не встречается в музейной практике.  В собрании любого музея есть не только знаковые работы – визуальные коды ушедших работ, но и не несущие особой смысловой нагрузки интимно-бытовые произведения, которые многие годы воспринимались как безыдейный рудимент, жанровое мелкотемье. Подобные работы также почти невостребованы. Однако коллекция современного искусства, формировавшаяся на протяжении всех лет существования Ивановского художественного музея, позволяет выделить целый ряд бесспорно интересных работ, посвященных теме женщины. Это графические произведения 1920-1930-х гг. Д. Дарана, Е. Лансере, В. Лебедева, В. Милашевского, А. Сафроновой, М.Соколова, В. Чекрыгина, Р. Фалька, пронизанные чувственностью и артистизмом исполнения; камерные лирические работы и обобщающие полотна, наполненные романтикой советских лет и практически лишенные внешнего эротизма В. Говорова, В. Мариупольского, Д. Мочальского и др.; образы, созданные в 1960-1990-е гг., когда обнаженная женщина вновь становится не только открытым предметом для изучения, но и темой изображения.
    Представленное на выставке искусство последней трети XX в. демонстрирует более разнообразный и в то же время более жесткий подход к женской теме: от намеренной ретроспективности до отказа от многолетнего опыта своих предшественников. Художники экспериментируют в диапазоне различных техник и их выразительных возможностей, превращают тело в материал и предмет творения, находя очарование в гротеске и дисгармонии.
    Дополнительный акцент вносит декоративная и станковая пластика 1930-1980-х гг. — от фарфоровых кукол А. Самохвалова, этюдов Б. Королева и Б. Мотовилова до декоративных работ Г.Левицкой, Е. Телишевой, В.Бабина. Скульптура позволяет развить тему выставки, сделать ее богаче художественными и пластическими нюансами. Выходу темы экспозиции за пределы выставочного пространства помогают монументальные образы Любавы (В. Бабин) и Ариадны (В. Бахарев), расширяя арттерриторию музея в контексте ландшафта Иванова — индустриальной утопии, нереализованного города-сада.
    Любая выставка предполагает концептуальный срез: временной, художественно-эстетический. Основной задачей в проекте стало создание на основе фондовых коллекций собственной интерпретации доминантной темы искусства, надолго утратившей в советский период востребованность и актуальность. В преддверии пятидесятилетия ИОХМ проект становится тематическим отчетом собирательской работы музея. И если экспозиция выставки обнаруживает определенные коллекционные пробелы, — тем шире поле для музейного собирательства в будущем.
    Кураторы проекта: Елена Белянина, Инна Ужастина
    Контактный тел.: 30-16-41 Лариса Башкова
    E-mail: iohm@yandex.ru
Областное государственное учреждение "Ивановское объединение художественных музеев"
153002, г. Иваново, проспект Ленина, 33
Тел./факс (4932) 32-45-00
Тел.: (4932) 32-65-04, 30-16-41
E-mail: iohm@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД