Подробности

Борис Степанович Скобельцын Старик с попугаем. Фото Б. С. Скобельцына
Б. С. Скобельцын. Осенние листья

   музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» (Псковская обл.) 26 апреля открылась выставка «Реставратор - художник - фотограф Б.С. Скобельцын» (из собрания семьи Скобельцыных и фондов Пушкинского заповедника).
    Выставка приурочена к 85-летию Бориса Степановича Скобельцына (30.04.21–12.11.95) — Почетного гражданина г. Пскова, реставратора, замечательного фотохудожника, выдающегося человека.
     Десять лет нет его с нами, но живут восстановленные им памятники псковского зодчества, радуют глаз и приобщают к прекрасному его фотографии – как

собранные им в альбомах, так и подаренные различным музеям, которые с удовольствием уже много лет делают выставки этих фотографий.
    В Пушкинском заповеднике 85-летие со дня рождения Бориса Степановича решили отметить не традиционной выставкой его фотографий, а попытаться средствами экспозиции представить весь его жизненный путь. Благодаря любезно предоставленному дочерью Б.С.Скобельцына Надеждой Борисовной Грошевой семейному архиву и благодаря помощи сотрудников древлехранилища Псковского музея-заповедника, стала возможна эта совместная выставка.
     Никто из тех, кто пишет о Борисе Степановиче, не оставляет без внимания его дворянское происхождение. Некоторые даже считают, «что лучшие черты – патриотизм, высокую духовную культуру», «целеустремленность в жизни и честность в отношениях с людьми» – «он принял как эстафету от своих предков». Борис Степанович интересовался историей своего рода и мы попытались отразить этот его интерес, представляя вниманию посетителей родословное древо, любовно составленное Б.С.Скобельцыным, где можно видеть, сколько дворянских родов пересеклось с родом Скобельцыных. Исторические документы: Жалованные Грамоты, Патенты на чины, Наградные листы и др. документы Борис Степанович передал в Древлехранилище Псковского Государственного Объединенного и Историко- Архитектурного и Художественного музея-заповедника. Более 60 единиц хранения. Передал он в фонды музея и портреты своих предков: живописные и миниатюрные. Мы выставляем копии этих портретов. Также копиями отдельных листов представлен альбомчик, принадлежавший двоюродному прапрадеду Бориса Степановича - Николаю Николаевичу Скобельцыну. На листках альбома автографы Анны Петровны Керн, Анны Николаевны Вульф, Евпраксии Николаевны Вульф. Мы выставляем копии этих автографов. Подлинниками представлены два наградных листа на награждение Н.Н.Скобельцына орденами Анны 2-й степени и Станислава 1-й степени, предоставленные ПГОИАХМЗ для экспонирования на выставке, посвященной Б.С.Скобельцыну.
     Семья Бориса Степановича: его родители (Степан Владимирович и София Ивановна), дедушка с бабушкой (Владимир Владимирович и Клавдия Александровна), братья (Кирилл, Глеб, Владимир), тетя Юлия Владимировна - представлена двумя старинными альбомчиками, где собраны фотографии, начиная с 70-х годов 19 века, и отдельными фотографиями из семейного архива.
     Помимо детских фотографий Бориса Степановича, на выставке представлены его военные фотографии. Сразу после школы и курсов авиамехаников он ушел на фронт. Воевал с 1941 г. по 1945 г. Начинал войну авиамехаником, был писарем, закончил начальником экспедиции штаба корпуса. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Эти награды представлены на выставке. Также как и награды жены и ее Красноармейская книжка. Здесь же свидетельство о браке Елены Ивановны Дамберг и Бориса Степановича Скобельцына от 28.02.46. Познакомились они в Берлине и прожили долгую совместную жизнь. Рассказ о Борисе Степановиче был бы неполным без рассказа о Елене Ивановне. На выставке представлены отдельные фронтовые фотографии и групповые снимки боевых товарищей Б.С. и Е.И.Скобельцыных, наклеенные Борисом Степановичем на листы бумаги и им подписанные. И здесь же письмо 1946 г. тети Юли Борису (война закончилась, но он еще не демобилизовался).
Послевоенная жизнь Скобельцыных представлена фотографиями 46 года: Борис Степанович – студент ЛИСИ. Институт он оставил после 2-го курса, сделав попытку поступить в Академию Художеств на факультет графики. На выставке представлены рисунки Бориса Степановича тех лет, которые дают представление о его таланте художника (не выставлялись они уже 40 лет), о его творческих исканиях. На выставке три совершенно разных автопортрета, портреты жены, отца, рисунки из серии «Воспоминания о войне», сделанные тушью на желтой послевоенной бумаге. Здесь же выставлены рисунки любимого учителя Скобельцына – А.Ведерникова.
     Приехав в Псков в 1955 году, Б.С.Скобельцын прожил в нем всю жизнь. И работал только в одной организации – Псковских реставрационных мастерских. О чем свидетельствует помещенная в экспозицию Трудовая книжка. Борис Степанович был одним из представителей «золотого века» Псковской реставрации. Он автор ряда проектов и руководитель реставрационных и консервационных работ на различных памятниках архитектуры Пскова и Псковской области. Он восстанавливал часовню у ц.Жен Мироносиц, церковь Николы Чудотворца в Устье, консервировал находящиеся в аварийном состоянии постройки монастырей в Крыпецах и Малах, памятники истории и архитектуры в Порхове, в Волышово; принимал участие в восстановлении части стены Окольного города, реставрации Иоанновского собора Иоановского монастыря, 1-го дома Меньшикова. Последней была его работа по завершению реставрации (отделочные работы) церкви Николы со Усохи, начатой Ю.П.Спегальским и В.А.Лебедевой. Объекты, которые он реставрировал, представлены (из-за недостатка экспозиционной площади), в основном, фотографиями в изданных им альбомах, которые открыты на фотографиях этих памятников.
     Альбомы Бориса Степановича, его фотографии, его выставки фотографий – это дело его жизни. Увлечение фотографией началось с фотофиксации объектов, обязательной при реставрации и превратилось в дело жизни. Он стал фотохудожником, издал несколько альбомов (все они представлены на выставке): «Псков» (два издания), «Земля Псковская», «Новгород». Альбом «Псков» победил на двух конкурсах – на Ленинградском и на Всесоюзном конкурсе на лучшее издание. После смерти Псковская администарция издала альбом его фотографий «Псков земной и Псков небесный».
Обычно на выставках фотографий Б.С.Скобельцына выставляются его архитектурные пейзажи, многие из которых являются просто шедеврами. Замечательны его портреты. В заповеднике немного портретов - все они экспонируются на выставке. Все, что Скобельцын «изображал», проникнуто любовью: и пейзажи, и портреты. Он считал, что только великий народ мог создать великую архитектуру, каковой считал архитектуру псковской земли. И любил каждого представителя этого народа. В чем может убедиться посетитель выставки – одинаково любовно сделаны портреты и интеллигента, и крестьянина, и монаха.
    Пейзажные фотографии устроители выставки решили выставить по большей части «беспредметные» - без изображения архитектурного и иного объекта. Чтобы каждый посетитель мог прочувствовать любовь автора фотографий не только к людям и к творениям рук человеческих, а к своей земле, к каждой травинке на этой земле. Чтобы мог проникнуться этой любовью и приобщиться к ней. Заповедник обладает достаточным количеством фотографий Б.С.Скобельцына (около 500 ед.) и, соответственно, возможно создавать различные по тематике экспозиции. Можно представить и любовно зафиксированные пейзажи Пушкинского заповедника, и усадебные постройки Псковской области, церкви, остатки парков и т.д. А можно - выставку: «Небо в творчестве Скобельцына». Он сам называл некоторые свои фотографии поэтически: «Этюд с солнцем», например. И, неважно, какой объект при этом запечатлен. На выставке экспонируется один из фотоаппаратов Бориса Степановича – «Киев» и его экспонометр.
    Рассказ о Борисе Степановиче Скобельцыне был бы неполным, если бы мы не коснулись его гражданской позиции. Он никогда не был человеком равнодушным. А когда ушел на пенсию и не мог спасать гибнущие от времени и небрежения памятники путем реставрационных работ, он пытался спасти их словом, фотографией: писал, выступал на телевидении и в аудиториях, ездил с выставками по стране. На выставке представлены некоторые из его публикаций в прессе и публикации о Борисе Степановиче. Человек он был замечательный. И писали о нем люди замечательные. Например, Евгений Александрович Маймин. Его рассказ о Скобельцыне – шедевр портретного жанра.
     Не только погибающие памятники жалел Скобельцын. Накануне присвоения ему звания Почетного Гражданина Пскова он писал: «Горе нашего народа, вновь и вновь обманутого, его страдания я разделяю… Так много людей остаются без работы… в моем представлении это равносильно убийству. Нужда и печаль – и просвета не видно… И так на душе горестно – ты не можешь оказать помощь ближнему».
Борис Степанович не был членом Союза Архитекторов, не был Заслуженным Архитектором. Но, когда его не стало, Секретарь правления Союза архитекторов РФ Ю.П.Гнедовский сказал о нем: «замечательный человек, большой художник, талантливый архитектор и реставратор, тонкий фотограф». Портрет именно такого человека устроители выставки, посвященной 85-летию со дня рождения Бориса Степановича Скобельцына, и хотели создать.
    Выставка продлится до 26 мая.

В. Елисеева, старший научный сотрудник

Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское”
181370, Псковская обл., Пушкинские Горы, с. Михайловское
Тел./факс (81146) 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-10-48, 2-17-62, 2-25-42, 2-14-39, 2-23-21
Факс (81146) 2-26-41
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт www.pushkin.ellink.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД