Подробности

 музеях Чепуху не выставляют!
А в Ярославском художественном – этой весной!.. «Чепуха для смеха, народу на потеху». Юмор и сатира в литографии XIX-начала XX вв. — вернисаж 24 марта в 16.00. Спешите!
     В 30 листах литографии – разнообразие русского юмора и сатиры. Произведения из собрания Ярославского художественного музея, но большинство из них экспонируется впервые.
   Лубки, карикатуры, шаржи, юмористические бытовые сюжеты, иллюстрации к литературным произведениям – все они выражают настроения русского общества ко многим явлениям жизни, либо в форме легкой иронии, либо подвергая их «разрушительному смеху».
    Именно литография – наиболее удобная техника для широкого распространения сатирической продукции. Литография (от лат. «лито»-камень, «графо»-пишу) – вид полиграфии, где изображение выполнено на камне и отпечатано на специальном станке. Она была изобретена в конце XVIII века в Германии для тиражирования нот.   В России стала известна в начале XIX века, где ее начали использовать для печатания государственных бумаг. Вскоре этот быстрый и дешевый способ тиражирования оценили художники. В 1839 г. в Академии Художеств обсуждали вопрос: «Признавать ли литографа, то есть рисовальщика на камне, художником?» Тринадцатью голосами против одного определили: «не признавать…» Но быстрота и легкость работы в литографии, большой спрос на нее привлекали нуждавшихся в заработке художников, она стала частью издательской индустрии. Среди литографов были известные мастера В.Ф. Тимм, А.И. Лебедев, Н.А. Степанов, Н.К. Чичагов, но большая часть литографированной продукции XIX века осталась анонимной.
     Истоки русской сатиры в народной картинке (лубке), который является частью «смеховой культуры». Лубок откликался на все значимые в общественной жизни события. Интересны антиклерикальные и антиправительственные лубки Петровского времени. Так, лубок «Мыши кота погребают. Небылица в лицах» можно считать первой политической сатирой. Он выпущен старообрядцами, отражает их недовольство преобразованиями Петра I. Царь нарушил дедовскую традицию – обрился, оставив лишь «коцкие» (кошачьи) усы.
     Аналогичный смысл имеет «Чепуха для смеху, народу на потеху» (1873), где лесные звери с почетом хоронят охотника.
    Литографии отражали события в общественно-политической жизни России. Созданные во время войны, они служили для поднятия боевого духа солдат, обрушивались со «смехом превосходства» на врага, делая его маленьким и забавным, ибо «что смешно, то не может быть опасно».
Лубки часто выполняли воспитательную функцию, обличали и высмеивали людские пороки. Их героями становились любители табака («Разговор большого носа с сильным морозом»); недобросовестные торговцы, разбавлявшие водку водой («Новая песня. Водочка родимая моя»); беспринципные и жадные люди («Нужда в закладе»). Художники лубка часто обращались к назидательной литературе, например, к басням И.А. Крылова. Не оставалась без внимания и семейная жизнь…
     Да, Смех – актуален во все времена!
     Выставка открыта с 24 марта по 16 апреля 2006 г.
    Куратор – научный сотрудник Алиса Геннадьевна Баузина.

Марина Полывяная , специалист по связям с общественностью и СМИ
Тел. 303-504, artmuseum@adm.yar.ru

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (4852) 30-48-31
Тел. (4852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД