|
|
120-летию со дня рождения художника Михаила Ксенофонтовича Соколова
(1885-1947) открылась выставка живописи и графики. Выставка, организованная Ярославским художественным музеем совместно с Государственной Третьяковской галереей, выделяется из целого ряда небольших персональных выставок мастера, которые прошли в последнее десятилетие и в Москве, и в Петербурге, и во многих городах России, не исключая Ярославль, и за рубежом. Её можно назвать самой масштабной. Куратор выставки – искусствовед, старший научный сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич Произведения мастера начали поступать и в Третьяковскую галерею, и в Ярославский художественный музей с 1920-х годов. |
|
Живописные и графические работы М.К. Соколова в последние годы
экспонируются в постоянной экспозиции ГТГ, но большинство хранятся в
фондах, и на выставке зритель увидел их впервые. Отбор произведений из двух самых значимых музейных коллекций, хранящих наследие мастера, определило уровень и уникальность проекта. Графические листы из циклов «Страсти», «Воображаемые портреты», «Французская революция», «К Диккенсу», «Святой Себастьян», полотна из цикла «Уходящая Москва», многочисленные натюрморты, портреты, пейзажи – все это трудно показать сразу. Вместе с тем, юбилейная выставка достойно и объективно представляет широкому кругу зрителей Мастера, чье творчество многие десятилетия было ценимо знатоками искусства и коллекционерами. |
Время вопреки всему сохранило огромное количество
работ, созданных автором на протяжении 1910-1940-х годов. Да, его имя не
встретишь в списках художественных объединений первой половины XX века:
не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к современному
художественному процессу не оставался. Он шел к своему, «соколовскому»
стилю по пути, характерному для многих творцов начала XX века: через
импрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм… Однако в истории искусства
сохранился как отдельная художественная «единица», и притом весьма
значительная. Его «упрямые образы романтических пейзажей, причудливых
голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах» живут в произведениях
живописи, графических листах, лагерных миниатюрах (о которых ученик
мастера Николай Леман писал, как о «маленькой большой живописи»). После первой презентации искусства М.К. Соколова в Государственной Третьяковской галерее (22 декабря 2005 г.– 29 января 2006 г.), всё более ясно становится огромное значение творческой личности М.К. Соколова не только в контексте искусства его современников, но и в развитии отечественного искусства в целом. Искусство М.К. Соколова стоит вне времени. Его «упрямые образы» остаются актуальными, они продолжают говорить о неизменных ценностях жизни. К выставке в московском издательстве «RA» (Русский авангард) вышла книга «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения», включающая статьи, письма, воспоминания, каталог произведений и другие материалы по творчеству М.К. Соколова. 10 февраля на вернисаже в Ярославском художественном музее состоится презентация издания. Вернисаж 10 февраля 2006 года в 16.00. Выставка открыта до 26 марта 2006 года. Марина Полывяная, В книге «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию
со дня рождения» представлены статьи историков искусства 1920-30-х годов
и современных исследователей. Из статьи историка искусства В.И. Ракитина «Судьба романтика в реально-ложном мире» (2005
год) Из рецензии А.М. Эфроса, историка искусства,
художественного критика, «… наш художник, по словам поэта «и для всех –
ничей!». [«Я – для всех и ничей», - строка из стихотворения
Константина Бальмонта «Я изысканность русской медлительной речи».] Из доклада Д.С. Недовича, искусствоведа,
члена-корреспондента ГАХНа ГУК “Ярославский художественный музей” |
|