Подробности

Соколов М. К. Марина   120-летию со дня рождения художника Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947) открылась выставка живописи и графики.
     Выставка, организованная Ярославским художественным музеем совместно с Государственной Третьяковской галереей, выделяется из целого ряда небольших персональных выставок мастера, которые прошли в последнее десятилетие и в Москве, и в Петербурге, и во многих городах России, не исключая Ярославль, и за рубежом. Её можно назвать самой масштабной.
     Куратор выставки – искусствовед, старший научный сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич
     Произведения мастера начали поступать и в Третьяковскую галерею, и в Ярославский художественный музей с 1920-х годов.
Соколов М. К. Naturmort Живописные и графические работы М.К. Соколова в последние годы экспонируются в постоянной экспозиции ГТГ, но большинство хранятся в фондах, и на выставке зритель увидел их впервые.
Отбор произведений из двух самых значимых музейных коллекций, хранящих наследие мастера, определило уровень и уникальность проекта.
    Графические листы из циклов «Страсти», «Воображаемые портреты», «Французская революция», «К Диккенсу», «Святой Себастьян», полотна из цикла «Уходящая Москва», многочисленные натюрморты, портреты, пейзажи – все это трудно показать сразу. Вместе с тем, юбилейная выставка достойно и объективно представляет широкому кругу зрителей Мастера, чье творчество многие десятилетия было ценимо знатоками искусства и коллекционерами.
    Время вопреки всему сохранило огромное количество работ, созданных автором на протяжении 1910-1940-х годов. Да, его имя не встретишь в списках художественных объединений первой половины XX века: не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к современному художественному процессу не оставался. Он шел к своему, «соколовскому» стилю по пути, характерному для многих творцов начала XX века: через импрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм… Однако в истории искусства сохранился как отдельная художественная «единица», и притом весьма значительная. Его «упрямые образы романтических пейзажей, причудливых голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах» живут в произведениях живописи, графических листах, лагерных миниатюрах (о которых ученик мастера Николай Леман писал, как о «маленькой большой живописи»).
     После первой презентации искусства М.К. Соколова в Государственной Третьяковской галерее (22 декабря 2005 г.– 29 января 2006 г.), всё более ясно становится огромное значение творческой личности М.К. Соколова не только в контексте искусства его современников, но и в развитии отечественного искусства в целом. Искусство М.К. Соколова стоит вне времени. Его «упрямые образы» остаются актуальными, они продолжают говорить о неизменных ценностях жизни.
К выставке в московском издательстве «RA» (Русский авангард) вышла книга «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения», включающая статьи, письма, воспоминания, каталог произведений и другие материалы по творчеству М.К. Соколова. 10 февраля на вернисаже в Ярославском художественном музее состоится презентация издания.
     Вернисаж 10 февраля 2006 года в 16.00. Выставка открыта до 26 марта 2006 года.

Марина Полывяная,
специалист по связям с общественностью и СМИ ЯХМ
Тел. (4852) 303-504

    В книге «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения» представлены статьи историков искусства 1920-30-х годов и современных исследователей.
    «Искусство Соколова чисто. Оно имеет свой масштаб и свое место в истории русской графики и живописи XX века.
    Место почтенное. Мастер свободный, независимый от догм и предельно жестких требований социума того исторического промежутка, в котором ему привелось работать. И посему своеобразное.
     <…> Художник живет в реальном (безнадежном) и в нереальном (чистом) мире. <…> Соколов мечтал не замечать время, как оно идет и куда. Он верил, что время в искусстве существует вне конкретного момента. Он был наивен и прав».

    Из статьи историка искусства В.И. Ракитина

    «Судьба романтика в реально-ложном мире» (2005 год)
«… Извлечь его на свет давно пора. Но это значит не только познакомиться с ним, это значит начать с ним бороться – ради него же самого. Иначе все останется по-старому, и обе стороны будут правы.
Талантливость Соколова несомненна. Его техничность очень незаурядна. Это могло бы дать в совокупности значительную величину в нашем искусстве».

Из рецензии А.М. Эфроса, историка искусства, художественного критика,
на Выставку живописи, скульптуры и графики, организованной Всекохудожником и экспонировавшейся в выставочном зале на Кузнецком мосту в 1936 году.
Статья была опубликована в газете «Советское искусство» (1936, 17 февраля)

    «… наш художник, по словам поэта «и для всех – ничей!». [«Я – для всех и ничей», - строка из стихотворения Константина Бальмонта «Я изысканность русской медлительной речи».]
    Чей он ученик? Ничей. И вместе с тем у всех учится. Кажется, нет такого направления, которому он ни отдал временной дани. Для кого он пишет? Ни для кого. И, стало быть, принадлежит всем, кто предъявил на него законное право. Если бы Соколов был знаменитостью, и его имя служило украшением художественных группировок, то иные направления могли бы перессориться из-за него. <…> И вместе с тем перед нами – настоящий доподлинный художник. Можно не сочувствовать его опытам, можно сомневаться в его постоянстве, но одно не подлежит сомнению: это живописное мастерство Соколова.<…> Несмотря на субъективную беспечность, Соколов самобытен по собственным корням, оригинален по своему живописному мировоззрению. Залогом этому служит то, что он не присоединяется к большинству, а идет своим путем собственного художественного развития, внутренне закономерного, несмотря на противоречия. В его творчестве нет ничего, идущего только от моды. Он совсем не моден. А независимость от моды есть первое, хотя и негативное, качество стиля, ибо мода есть самоотрицание и смерть стиля».

Из доклада Д.С. Недовича, искусствоведа, члена-корреспондента ГАХНа
«Стиль и стилизация в искусстве Михаила Соколова»,
прочитанного на заседании ГАХН 6 декабря 1929 году,
посвященном творчеству М.К. Соколова

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (4852) 30-48-31 (секретарь)
Тел. (4852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД