Подробности

   рамках Международного Санкт-Петербургского Хармс-фестиваля 20 декабря в особняке Румянцева (Английская наб., 44) открывается выставка «Кругом возможно Хармс». Она приурочена к 100-летию со дня рождения выдающегося мастера литературного абсурда. На выставке представлено около 100 уникальных экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные и графические работы, фарфоровые статуэтки, выполненные художниками – современниками Даниила Хармса. Дополняют экспозицию фотографии начала ХХ века из частной коллекции. Большинство произведений экспонируется впервые.
     Даниил Иванович Хармс (Ювачев) (1905–1942) – поэт, прозаик, драматург. В 1920–1930-х годах принимал активное участие в литературной жизни Ленинграда. С 1926 г. — член Всероссийского союза поэтов. Один из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). С 1928 г. сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Еж». Автор целого ряда стихотворных и прозаических произведений, построенных на принципах гротеска и абсурда.
     Жизнь и творчество Даниила Хармса неразрывно связаны с городом на Неве. Петербург – Петроград – Ленинград всегда, явно или незримо, присутствует в произведениях писателя. Однако, в интерпретации Хармса образ города далек от овеянного мифами Петербурга и реального Ленинграда; это некое причудливое городское пространство, преображенное стремлением поэта разрушить любую упорядоченность, логику, здравый смысл. В пьесе «Комедия города Петербурга» (1926–1927) он назвал этот ирреальный город “Летербургом”. Его черты проступают в произведениях многих художников 1920–1930-х годов, чье творчество идейно и стилистически было близко поэзии и прозе Хармса.
     Выставка в особняке Румянцева, объединившая работы Михаила Матюшина, Татьяны Глебовой, Николая Лапшина, Алевтины Мордвиновой, Николая Тырсы, Всеволода Сулимо-Самуйлло и других, демонстрирует облик и раскрывает скрытый характер странного фантасмагорического «Летербурга» - города Хармса. Его абсурдность и инобытийность прослеживается в работах филоновца Георгия Новикова и Бориса Ермолаева, портретах Татьяны Глебовой, в легких, «инфантильных» произведениях Ольги Гильдебрандт-Арбениной, в пейзажах Михаила Матюшина, построенных по законам теории «расширенного смотрения». Часто ощущение абсурда вызывают вполне реалистические сюжеты. Бытовая среда, формировавшийся в Ленинграде 1920-1930–х гг., советский уклад жизни, сами по себе во многом нелепые и алогичные, нашли отражение в городских зарисовках Александра Вахрамеева, Владимира Гринберга, Николая Евграфова, Николая Лапшина, скульптурах Наталии Данько и Александра Матвеева. Продолжают этот образный ряд проекты декоративного убранства города к многочисленным пролетарским праздникам, эскизы театральных декораций и оформления витрин магазинов.
    Выставка открыта с 21 декабря 2005 г. по 21 февраля 2006 г. в особняке Румянцева (Санкт-Петербург, Английская наб., 44)
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Пресс-служба ГМИ СПб: т/ф. 498 05 03, e-mail: press@spbmuseum.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД