Подробности

рославский Художественный музей презентацией частной коллекции фотографии продолжает программу "Союз Бизнеса и Искусства", направленную на укрепление связей с деловыми партнерами музея.
      В декабре сразу 2 выставки представляют уникальные частные собрания ярославцев: произведения выдающегося итальянского сценариста, поэта и художника Тонино Гуэрра представила семья Вадима Вадимовича Соловьева (Президент Инвестиционно-строительного холдинга "Губернский город и К"), а сегодня произведения классика советской фотографии Георгия Зельмы (1906-1984)  представляет Яков Семенович Якушев (Председатель совета Совета Директоров компании "Русские краски").

    Я.С. Якушев приобрел данную коллекцию из 29 оригинальных фотографий в 2003 году в Денвере (США), в Галерее Camera Obscura. Данная галерея имеет право печатать ограниченный тираж с оригинальных негативов, хранящихся в семье Георгия Зельмы. Сегодня на выставке представлено пятое портфолио данных фотографий, отпечатанных в Галерее Camera Obscura. Эта серия фотографий 1920-30-х годов помещена в коричневую шкатулку из липы, покрытую холстом, на крышке оттиснута факсимильная подпись фотографа, на обратной стороне – герб Советского Союза.
      Оригинальные авторские отпечатки данных фотографий хранятся в Кёльне (Германия), у Алекса Лохмана.
     Вернисаж 13 декабря в 16.00
     Выставка работает с 13 декабря по 15 января 2006 г.
     Куратор – Белюсова Мария Игоревна, искусствовед, помощник директора музея.

    "В наше время фотография превратилась, наверное, в один из самых распространенных способов самовыражения. Практически в каждом доме есть старенький «Зенит» и несколько толстых альбомов с черно-белыми карточками, запечатлевшими важные и трогательные моменты жизни: студенческие годы, путешествия, взросление детей…
    Но ведь еще каких-то лет сто назад, в начале XX века, все было по-другому. Фотография, будучи делом сложным, не могла стать увлечением миллионов. Аппаратура была дорогой и не очень удобной в использовании, а процесс – трудоемким. Тем не менее быстрое техническое развитие приводит к росту популярности фотографии во всем мире.
     В России этот момент пришелся на 1920-1930-е – первые годы нового, советского, государства. А самым популярным жанром стал фоторепортаж, отражающий хронику жизни страны. Именно в этом направлении проявили себя молодые мастера, во многом явившиеся новаторами. Сейчас их имена занимают достойное место в мировой истории фотоискусства. Одним из пионеров фотографии был Георгий Зельма, посвятивший более шестидесяти лет своей жизни этому прекрасному увлечению. Своей камерой он запечатлел для нас самые значительные страницы истории страны, нашей истории.
      Сейчас по советским фотохроникам многие российские и западные историки и искусствоведы пытаются понять дух того времени. Ведь эти фотографии отражают кроме главенствовавшей идеологии и саму суть эпохи.
      Очень приятно осознавать, что теперь и в Ярославле появилось несколько "страничек" российской истории, сохраненных для нас прекрасным фотографом Георгием Зельмой."

Яков Якушев, фотолюбитель

     Георгий Анатольевич Зельма родился в 1906 году в Ташкенте, Узбекистан. В возрасте 15 лет Георгий совершил поездку в Москву, продолжавшуюся 5 недель, где познакомился с основами искусства фотографии, пройдя практическое обучение на киностудии "Пролеткино" (пролетарское кино). Вскоре после этого он поступил в Агентство "Русфото", а в 1924 г. был послан обратно в Ташкент в качестве корреспондента в Средней Азии. Георгий Зельма готовил для агентства информационные и фотоочерки, отражавшие различные вопросы повседневности, политические события, а также жизнь рабочих в республиках Средней Азии. Его среднеазиатские фотографии публиковались в различных периодических изданиях, включая "Советское фото", "Прожектор", "Кызыл Узбекистан", "Правда Востока". В 1930-е годы Зельма начал работать в газете "Известия", а позднее – в знаменитом журнале "СССР на стройке" вместе с Александром Родченко и Максом Альпертом. Во время войны Г. Зельма был военным корреспондентом для газеты "Известия", где его больше всего запомнили по его репортажам о Сталинградской битве. В послевоенные годы Г. Зельма сотрудничал с советским еженедельным журналом "Огонек" и Агентством печати "Новости".
      Его фотографии демонстрировались и продолжают демонстрироваться на различных публичных и частных выставках по всему миру, представляя классику советского фото и являясь ценнейшими экспонатами для коллекционеров.

      Первая треть XX века была ознаменована грандиозными событиями в мировой истории. Бурное развитие переживала и культура. Появились новые художественные жанры, новые образы и способы их выражения. Одним из наиболее ярких явлений в культурной жизни стало развитие фотографии и превращение ее в самостоятельный вид искусства.
      С 1920-х годов в советской России началось "строительство новой жизни", появились новые задачи и в искусстве. Молодому государству была необходима мощная агитация, доходящая до каждого человека. Одним из наиболее красноречивых и понятных средств пропаганды великих свершений эпохи справедливо считалась фотохроника.
Еще до революции в России существовали профессиональные фотохудожники, работавшие и в жанре репортажа. Но новые идеологические задачи требовали гораздо больше фотодокументалистов. В то же время и сам процесс фотографии постепенно становился более универсальным.
     В это время появляется новая профессия – фотокорреспондент. Одним из первых на этом поприще стал Георгий Анатольевич Зельма. Фотокоры того времени во многом были первопроходцами. Сама техника находилась на начальной стадии развития, не говоря уже о том, что фотография, как художественный вид только что получила самостоятельность и многие молодые авторы хотели привнести своей работой новизну в искусство. Работы Г.А. Зельмы по своей композиции, по выбору точки съемки указывают на то, что автор находился под влиянием идей русского авангарда, но форма не стала самоцелью: все же главное в его работах – это люди.
Основной задачей советского фоторепортера было отражение трудового подвига гражданина СССР, но если откинуть идеологию, то мы увидим простого человека, который искренне верит в новую жизнь, в дело, которое делает. Да и сам фотограф уверен в важности момента. Сейчас, спустя много лет, фотографии Г.А. Зельмы рассказывают нам о жизни той, советской, России: о ликвидации безграмотности, о грандиозных стройках, о первых колхозах, о трагедии войны…
      Эхо советского периода нашей истории становится все тише, и новые поколения уже не знают многих моментов той жизни. Ценность наследия, оставленного Г.А. Зельмой, заключается именно в правдивости его фотографий. Они дают нам возможность понять эпоху человека того времени.

Марина Полывяная, специалист по связям с общественностью и СМИ ЯХМ
Тел. 303-504, artmuseum@adm.yar.ru

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (4852) 30-48-31 (секретарь)
Тел. (4852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД