Подробности
Н. Мандельштам Н. Мандельштам «Портрет Данте» из серии «Ад»
Н. Мандельштам «Нимфа» из серии «Рай»     Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" (Псковская обл.)
с 5 августа проходит выставка
Н. Мандельштам «Фантазии на тему "Божественной комедии" Данте».
   
В пять лет в журнале «Огонек» Наташа увидела репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи», огромную, в ее представлении, - во весь разворот! И настолько была потрясена картиной, что не представляла, как без нее дальше жить! Девочка вырвала репродукцию из журнала, сложила так, чтобы она умещалась в карман платьица, и стала таскать ее постоянно с собой. Таскала до тех пор, пока бумага не перетерлась на сгибах, не постирались краски.
     Четыре года спустя Наташа с родителями переехала в Москву. Там-то Наташа первый раз в жизни увидела художника. Неподалеку от их дома молодой парень писал с натуры Ново-Девичий монастырь. Пустые тюбики он отбрасывал в сторону. После его ухода Наташа подобрала в траве тюбики, в них еще, оказалось, оставалась краска. Так повторялось не один день. Затем Наташа где-то отыскала кисточку, подобрала фанерную крышку от посылочного ящика. И однажды, когда художника не было, заняла его место.
    Страсть дочери к рисованию не осталась без внимания родителей. Они купят и альбомы для рисования, и настоящие кисти, и масляные краски, но как люди далекие от искусства больше ничем помочь ей не смогут. И девочка, даже не подозревая, что краски нужно разводить, еще долго так и будет «мазать густыми красками на фанере»!
    Пятнадцатилетней девочкой отправится Наталья Сорокина в Москву «учиться на художника». Она поступит в среднее Художественно-промышленное училище на отделение «Художественная вышивка». А через год - в вечернюю школу. Затем она поступила в художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной в Ленинграде.
     О том, как произошла ее первая встреча с Данте рассказывает сама Наталья Борисовна Мандельштам:
     «Весной, в конце второго курса я шла по Литейному проспекту мимо магазина «Академкнига». И увидела в витрине томик Данте Алигьери - «Малые произведения». Месяцем раньше я, вероятно, и внимания бы на него не обратила. Ну, Данте и Данте. Но на днях я посмотрела спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Милый лжец». Там Шоу рассказывает о своей матери, которая очень любила поэзию Данте. И в пьесе была запомнившаяся фраза: «И жила она поэзией Данте»! Я тогда еще подумала: «Надо же! «Жила поэзией Данте»!» Как здорово!» И вот я купила томик «Малых произведений». И стала читать. Вначале трактат «Вита нова», а потом - «Пир». «Пир» оказался удивительным философским трактатом, который, как принято говорить, произвел на меня неизгладимое впечатление. А уж после трактатов принялась я за «Божественную комедию»! Как за что-то само собой разумеющееся. Я даже удивлена была: как так получилось, что я раньше не читала ее?! Вполне вероятно, что если бы я за «Божественную» взялась раньше, то не приняла бы так близко к сердцу. Ибо всему свое время. Да и читать Данте нужно - как Библию. Медленно и по чуть-чуть. Настолько он глубок, что чтение требует постоянного осмысления прочитанного.»
    Первые рисунки на темы Данте Наталья Мандельштам сделала в 1978 году. Все ее работы - философские фрески.
    К великому сожалению, многие работы Натальи Борисовны погибли во время пожара в мастерской. Но, как признается художник:
     «Да, мои картины сгорели, но, поверьте, я чувствую, что они не исчезли, не превратились в пепел. Они перешли в другое, астральное, измерение, туда, где находятся и наши астральные тела. У меня нет этих картин, но я постоянно чувствую их присутствие. И все же я скучаю по ним. Я скучаю по «Беатриче», как по живому близкому мне человеку. Я никогда не думала, что я так буду скучать по ней! Видимо, столько себя отдала ей... Больше скажу: я чувствую, что и «Беатриче» скучает по мне! Существует известное изречение: рукописи не горят! Теперь я уверена: не горят и картины!»
    На выставке представлена большая часть работ «возрожденных» после пожара в мастерской.

Владимир ЖЕЛТОВ

Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское”
181370, Псковская обл., Пушкинские Горы, с. Михайловское
Тел./факс (81146) 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-10-48, 2-17-62, 2-25-42, 2-14-39, 2-23-21
Факс (81146) 2-26-41
E-mail: pgmuseum@ellink.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД