Подробности

Его любил я и качал,
Я утешал его в печали;
Он был весь белый и урчал,
Когда его на спинку клали.

И веру холил я свою, 
Как огонек под снежной крышей,
О том, что в будущем раю
Мы непременно будем с Мишей.

Даниил Андреев        


    Митрополичьих палатах, известных с XVII века как резиденция ростовских иерархов церкви, а ныне как одно из зданий Ярославского художественного музея, ассоциирующееся исключительно с богатейшей коллекцией древнерусского искусства, открылась трогательная и поучительная выставка "Мой любимый мишка". 
    Взрослых посетителей здесь даже в морозные дни не меньше, чем детей. И все, наверное, потому, что есть вера в то, что, куда бы мы не пришли и "что бы ни случилось по дороге, здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком…"Зачарованное Место" – единственное в Лесу, где можно сесть спокойно и посидеть и не надо почти сразу вскакивать в поисках чего-нибудь другого". Открытое в детстве, оно всегда опознается нами, где бы мы ни были. Александр Алан Милн подарил это сакральное Место своему сыну и его знаменитому плюшевому другу. Борис Заходер, научив Винни-Пуха говорить по-русски, объединил "Winnie-Pooh" (1926) и "The House at Pooh Corner" (1929) в одну "Винни-Пух и все-все-все". И хотя вторая книга А.А. Милна – "Дом в Медвежьем Углу", менее известна, этот дом и легендарный Медвежий Угол действительно существуют. И появились они задолго до рождения модели "55ПП"… 
     В древности на высоком мысу при слиянии Волги и Которосли, где сейчас в Ярославле стоят Митрополичьи палаты, было поселение Медвежий Угол. Аборигены поклонялись Медведю, веря в то, что после смерти их души переселяются в тело этого хозяина северных лесов. Князь Ярослав Мудрый решил обезопасить речной путь к Ростову Великому, основав небольшую крепость в устье Которосли. Язычники не покорились князю и выпустили на него своего священного зверя. Согласно ветхой легенде, Ярослав зарубил зверя и повелел отстроить здесь деревянную крепость, дав городу свое имя. Пал Медведь, почти тысячу лет назад осиротел великий холм. Только с образованием Ярославского наместничества (1777 г.) "перешел" Медведь из легенд и памяти народной в герб города, "встал" с секирой на защиту своего Угла. Древние боги не умирают навсегда. 
     В двух небольших залах Митрополичьих палат – "берлога" для 300 плюшевых и деревянных, фарфоровых и стеклянных символов детства. Мишки на старинных открытках и фотографиях из семейных альбомов. Но особенно интересны Плюшевые: все они – от столетних до годовалых – Медведи с Историей. Обитатели Дома в Медвежьем Углу – бывалые, потрепанные, настоящие ветераны детской любви, хранители сокровенных тайн и надежд. 
    На заре XX века, когда, как это имеет место в эпоху порубежья, человек внутренне искал защиты от неизвестности, стремясь сохранить уют привычного девятнадцатого, и родился плюшевый медведь, добрый друг и защитник. В Германии, в 1902 году на предприятие Маргарете Штайф пришел работать ее племянник Рихард. В поисках идей для создания модели новой игрушки, он дни напролет проводил в зоопарке, и по его эскизу Маргарете сшила первого в мировой истории плюшевого медвежонка. У него двигались лапы и крутилась голова. Разработанная модель называлась "55ПП", что означало – 55 сантиметров, Плюш, Подвижный. Независимо от немцев, в это же время в США русский эмигрант (настоящее его имя истории неизвестно) Морисс Мичтом узнал о том, что президент Теодор Рузвельт на охоте пощадил медвежонка. Этот случай породил серию газетных карикатур, одна из них знаковая – делегация медведей требует от президента заключить с человечеством пакт о ненападении! Мичтом вместе с женой по этому образу и подобию изготовили мишку и выставили в витрине своего магазина под именем "Медвежонок Тедди"… Практически во всех странах вскоре были созданы компании, специализирующиеся на выпуске игрушечных медвежат. 
     В 1908 году появился плюшевый интурист и в России. Стоил дорого, и не сразу получил широкое распространение в огромной стране, где издавна считали Медведя тотемом, олицетворяющим силу, здоровье, плодородие. Никто кроме наших предков не держал медведей в качестве домашних любимцев, нигде с раннего детства не играли с деревянной фигуркой – Медведем-дергуном, запоминая опасного и сильного зверя. У многих народов бытовало представление, что медведь прежде был небесным существом, изгнанным на землю богом за ослушание, но только славяне считали, что человеческий род ведется от медведя. Связанная с косолапым охранительная магия в начале XX века органично трансформировалась в любовь к мягкому уютному Мише. Может поэтому так хорошо сохранился облаченный в шкурку бордового плюша самый пожилой медвежонок на выставке, очень похожий на знаменитую модель "55ПП". Его хозяйка рассказывала, что детям давали играть с ним только по праздникам. 
     Коллекция косолапых экспонатов начала складываться всего лишь три года назад. Ими играло не одно поколение детей, не одно поколение взрослых хранило их как память о детстве. И хоть игрушки когда-то и были выпущены большими тиражами, но на выставке ни один медведь не повторяет другого, и имеет свою биографию. Со многими из них и маленькие, и уже взрослые владельцы расставались со слезами, приносили в музей детские фотографии, но на "медвежьем вернисаже" бывшие хозяева все же отмечали, что здесь, в музейной "берлоге", плюшевым лучше, чем в сарае или на балконе, в кладовке или на даче. Сотрудники музея рассказывают детям, и, может быть, сами верят, что вечером уставшие топтыгины ложась спать, делятся друг с другом своими приключениями.
     Вот одна из историй. Сидит в витрине на саночках коричневый медвежонок, грустно глядит единственным глазом. Ленинградский Блокадный Миша… Однажды мама, уложив сына, не выпускавшего из рук своего медвежонка, выбежала отоварить карточки. В это время началась бомбежка, и, оглянувшись, женщина увидела, что снаряд попал прямо в их дом. Добравшись, наконец, по остаткам лестницы, до своей квартиры, увидела, что в комнате нет одной стены, но кроватка стоит на том же месте и мальчик сидит, крепко прижимая плюшевого друга. Себя ли защищая им или его собой? По Ладоге они все вместе отправились в эвакуацию. А когда вернулись в Ленинград, отнесли Мишку в Кукольный театр "на лечение", где ему заменили потрепанную, плюшевую шубку на "новую" из старого коричневого драпа. Прошли годы, мальчик вырос, а Миша оставался в маминой квартире. Женщина берегла Мишку-спасителя, а когда в коммунальную квартиру приехал погостить мальчик из Ярославля – подарила ему чудесного зверя, рассказав родителям эту историю. Так он пришел в музей, воспитав не одно поколение.
     Есть в "медвежьем храме" и новоделы, чья биография начинается с этой выставки. Медведь по имени Ярослав выше и крупнее многих маленьких посетителей. Каждый малыш тянется погладить его мягкую шерстку: уже сложилась легенда, что он исполняет желания. Во время экскурсии куратор проекта предложил ребятам погладить его и загадать желание. Каково было его удивление, когда на следующий день юный экскурсант пришел на выставку с родителями и заявил: "Пусть сегодня Мишку погладят мама и папа. Я вчера загадал желание, и оно сбылось!"
      Кстати, Андрею Тарковскому желание издать свою книгу (в то время это можно было сделать только за рубежом) тоже помог осуществить игрушечный медведь. Киновед Ольга Суркова в своем "Дневнике пионерки" рассказывает, как в 1984 году из Союза в Амстердам была доставлена рукопись: "Перевозить ее было так опасно, что мой муж с помощью Неи Марковны Зоркой зашил манускрипт в брюхо большого плюшевого мишки, которого и передали через знакомого…" Так "плюшевый скафандр" сохранил книгу А. Тарковского. Где теперь этот миша?.. Но "Запечатленное время" увидело свет.
      Примечательно, что в русской литературе при обилии пословиц, поговорок, загадок, сказок и рассказов о Медведе, пожалуй, только двое затронули сакральную сущность его плюшевого родственника, обратившись к детскому "символу веры" – Даниил Андреев и Егор Летов. Странный тандем… Но оба они сохранили верность тому самому "Зачарованному Месту", которое остается с нами навсегда. 
      Откровения "Розы Мира": "В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это – не живые существа, а просто человеческие изделия, но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек, и даже в то, что они могут говорить… Чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредотачивается в нем та тончайшая материя", создающая в мистическом смысле бессмертие игрушки. "Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчают наши суровые души…" 
     А Летов разглядел плюшевого мишутку в точке сборки нашей памяти:

Плюшевый мишутка
Лез на небо прямо по сосне,
Грозно рычал, прутиком грозил,
Превращался в точку
Значит, кто-то там знает, 
Значит, кто-то там верит,
Значит кто-то там помнит,
Значит, кто-то там любит,
Значит, кто-то там…

Марина Полывяная, специалист по связям собщественностью

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./факс (0852) 30-48-31
Тел.: (0852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт: www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД