Подробности
Ирина Петровна Болотцева (1944-1995) Ярославском художественном музее 28 октября состоится вечер памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944 - 1995), основателя и создателя экспозиции древнерусского искусства в Митрополичьих палатах.
    В программе вечера
(отдел древнерусского искусства "Митрополичьи палаты", Волжская наб., 1, тел.: 30-86-65, 72-92-87):
    - Официальное открытие выставки "Иоанн Златоуст" (Иконы XVI – XVIII вв. из собрания ЯХМ).
     - Презентация издания диссертации
И.П. Болотцевой "Ярославская иконопись второй половины XVI – XVII вв." Издательство Александра Рутмана, Ярославль, 2004 г.
    Ирина Петровна Болотцева – известный ярославский искусствовед, музейный работник, общественный деятель. Музейная работа занимала главное место в ее жизни. В 1967 году поступив в Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, при его реорганизации в 1969-м она перешла в Ярославский Художественный музей, где с 1982 года возглавляла Отдел древнерусского искусства вплоть до своей кончины в 1995 году.
    И.П. Болотцева совмещала работу с учебой. В 1971 году она закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Ее дипломная работа была посвящена творчеству Федора Зубова, блестящего живописца XVII века. В центре внимания молодого искусствоведа оказалась поступившая в музей уникальная подписная датированная икона знаменитого изографа "Илья Пророк в пустыне" (1672). В 1975 году Ирина Петровна поступила в аспирантуру института имени И.Е. Репина, написала диссертацию "Ярославская иконопись второй половины XVI – XVII вв.", но защита долго откладывалась. Трагический случай оборвал жизнь руководителя И.П. Болотцевой, талантливого исследователя, доктора искусствоведения В.Д. Лихачевой (1937 - 1981). Ирина Петровна отказалась от другого руководителя. Большую помощь ей оказала прославленный исследователь древнерусской и византийской иконописи Э.С. Смирнова. Защита диссертации состоялась в 1984 году. Работу рекомендовали к опубликованию, но она не была издана. Рукопись хранилась в Ярославском Художественном музее. Она была известна узкому кругу ярославских специалистов по древнерусскому искусству, музейных работников.
    Самобытность диссертации И.П. Болотцевой определялась на существенном для художественной культуры Ярославля периоде второй половине XVI – XVII веках. Исследование характеризовало своеобразие ярославской школы иконописи, выявляло причины, движущие ее эволюцией. 
При соблюдении академической формы диссертация имела прикладной характер и была тесно связана с иконами, хранящимися в музейных коллекциях Ярославля. Сама Ирина Петровна рассматривала свое исследование как фундамент для практической музейной деятельности. Ее воодушевляла цель создания Музея ярославской иконописи. 
     Сосредоточенность И.П. Болотцевой на самобытности искусства Ярославля объясняется также ярким и активным периодом жизни Художественного музея. В 1977 году была обустроена новая экспозиция древнерусского искусства в Митрополичьих палатах. В конце 1970-х музей жил открытием бытового провинциального портрета. Именно Ирина Петровна выступила инициатором создания экспозиции, объединившей ярославские иконы XIII – XVIII веков и портреты XVIII – XIX вв. 
     Музейная и искусствоведческая специализация всегда оставались нераздельными в творческой личности Ирины Петровны, посвятившей себя служению ярославской иконописи. Сегодня издание диссертации И.П. Болотцевой – не только дань памяти исследователя, но и восполнение существующего пробела в науке.
    Исследования И.П. Болотцевой нашли продолжение в работах сотрудников ее Отдела В.В. Горшковой, О.Б. Кузнецовой, А.В. Федорчука, Е.Ю. Макаровой. В Митрополичьих палатах с 1996 года проводятся Научные чтения, посвященные памяти И.П. Болотцевой. Проблематика конференции охватывает широчайший круг вопросов: история средневекового искусства Ярославля, его литературные источники и иконография, взаимосвязь с искусством близлежащих иконописных центров, отражение в нем общерусских культурных процессов и влияния западного искусства. За время проведения конференций музей зарекомендовал себя как авторитетный научно-исследовательский центр, имеющий ежегодное научное печатное издание – «Сборник научных чтений». Плодотворные научные исследования сотрудников отдела воплощены в различных публикациях - издании научного каталога собрания иконописи ЯХМ, выставочных каталогах и иллюстрированных альбомах по ярославской иконописи. Активной выставочной работой, Художественный музей пропагандирует ярославское искусство в России (Калининград, Екатеринбург, Самара, Иваново) и за рубежом (Италия, Финляндия).

 

"Иоанн Златоуст". Репродукция иконы XVI в. ыставка, посвященная Иоанну Златоусту, приурочена ко дню памяти святого, отмечаемому 13 ноября. На ней представлено 20 икон XVI-XIX веков. Особенно интересны два житийных образа святителя XVII века. Один из них написан известнейшим мастером средневековья Семеном Спиридоновым Холмогорцем, другой – уникален обилием клейм (их - 52), аналогий количеству которых пока в русской иконописи не найдено. Интересны на выставке царские врата и деисусный чин второй половины XVII столетия, происходящие из ярославской округи и показывающие как долго там сохранялись старые иконографические традиции. Высочайший уровень развития ярославского иконописания в конце XVII века демонстрирует икона святителя с клеймами Рождества и перенесения мощей Иоанна Златоуста. 

     Большинство произведений, представленных на выставке, ярославцы увидят впервые: 17 икон отреставрированы специально для этой экспозиции, причем 16 из них - на частные пожертвования меценатов Москвы и Ярославля. 
Константинопольский патриарх Иоанн жил в IV веке нашей эры. В историю православия он вошел под именем Златоуста, как один из творцов литургии. Богослужебный чин, написанный Иоанном наиболее часто употребляется в православной церкви, то есть мы, спустя более чем 6 веков после кончины святителя, пользуемся плодами его мудрости и явленной ему откровений Духа Святого.  Прославился Иоанн Златоуст и своими толкованиями священного писания, разъяснениями людям о жизни в вере. Отцом Церкви и учителем жизни называли его православные.
    Почитание Иоанна Златоуста приходит на Русь с крещением. Уже в мозаиках Софии Киевской представлены изображения святого. В древности образ Иоанна Златоуста писали на царских вратах, его икона была обязательна в составе деисусного чина, главного ряда иконостаса, в котором святые представлены в молении Спасителю о прощении грехов человечества. Позднее появляются иконы святителя, с подробным изложением его жизни в отдельных клеймах. Образ святителя часто изображали на выносных запрестольных крестах, поскольку именно при нем в Константинополе стали проводить первые крестные ходы. 
    В Ярославле было три церковных престола, посвященных Иоанну Златоусту. Образ учителя жизни был почитаем в волжском городе. В музейных собраниях Ярославля сохранилась более 100 икон с изображением святителя.
После Ярославля выставка летом 2005 года будет отправлена в город Калининград. 

   Кураторы выставки – ст. научный сотрудник ЯХМ Ольга Борисовна Кузнецова и ст. научный сотрудник ЯХМ Алексей Викторович Федорчук 
     Выставка работает в Митрополичьих палатах (Волжская набережная, 1) в отделе древнерусского искусства ЯХМ с 22 октября по 20 ноября 2004 года.

Информацию подготовила Марина Полывяная,
специалист по связям с общественностью ЯХМ
Тел. (0852)303-504

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (0852) 30-48-31 (секретарь)
Тел. (0852) 32-81-85, 30-35-04 , 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт: www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД