Подробности

опрос о создании в Казани театрального музея ставится уже не один десяток лет. Для его открытия есть все необходимые предпосылки. В музейных фондах крупнейших казанских театров – Большого драматического, Татарского академического, Оперы и балета – накоплены богатейшие коллекции, насчитывающие несколько десятков тысяч музейных предметов, включающих в себя редкие документы, афиши, программки, театральные эскизы, макеты, костюмы, личные вещи актеров, режиссеров, драматургов, в т.ч. В. Качалова и Н. Литовцевой, З. Славяновой и В.Зотова, И. Слонова и В. Белокурова, Х. Абжалилова и Н. Якушенко, Г. Камала и
К. Тинчурина, Н. Даутова и Н. Юлтыевой и многих других. С Казанью связаны всемирно известные имена Ф. И. Шаляпина и Рудольфа Нуриева.
     Действующий сегодня в Казани Театральный музей при КАБДТ им. В. И. Качалова (см. http://tatar.museum.ru/M3020, http://museum.ru/M3020), в силу объективных причин не может открыть свои богатейшие коллекции для широкой публики.
     Ответ на вопрос об открытии театрального музея связан напрямую с другим: станет ли Казань притягательным для европейцев туристическим центром? Театр – искусство интернациональное, пьесы русских драматургов ставятся во всем мире. И жителю Европы было бы интересно узнать, как в Казани ставились пьесы английских, французских, немецких, норвежских, испанских, греческих драматургов, тем более как интерпретировались они на национальной сцене. 
     К тому же музей, представляющий театральное искусство в его многообразных формах, использующий театральные средства выразительности в решении экспозиции, очень зрелищен и привлекателен. Эскизы и макеты декораций, театральные костюмы и аксессуары, театральная техника в сочетании с красочными афишами, программами спектаклей, фотографиями актеров вовлекают зрителя в атмосферу театра.
     Дело за городскими властями, которые должны пожертвовать одним из казанских особняков, предназначенных к продаже предприимчивым дельцам за бесценок. Но жертва эта окупится сторицей, ибо музей – это еще и центр культуры, одно из мощнейших средств воспитания. Богатый казанский промышленник И. И. Алафузов в свое время прекрасно рассчитал, какую пользу он может извлечь, если рабочие его фабрик проведут воскресный вечер не в пивной, а в театре, и выстроил для них Народный дом, который функционирует и поныне.
     Не пора ли задуматься над этим и нашим нынешним промышленникам и не жалеть денег на поддержание отечественной культуры? История казанского театра, пользовавшегося всегда славой одного из лучших театров России, право же, заслуживает такой поддержки.

Юрий Алексеевич Благов,
директор Театрального музея при КБАДТ им. В. И. Качалова

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД