Подробности


Полотенце. Калужская губерния.
Монастырщина. XIX в.
Холст, цветное ткачество, цветная перевить.



Деревянный дом. Калужская архитектурная пропильная резьба.
Конец XIX – начало XX вв.


Деревянная пилястра. Калужская архитектурная пропильная резьба. Конец XIX – начало XX вв.


Хлудневская игрушка «Древо жизни».
Самошенкова М. В. 1980-е годы.Глина, лепка, роспись.

выставочном зале Калужского областного художественного музея 25 декабря 2001 г. открылась выставка «Народное искусство и художественные промыслы Калужского края» и состоялась презентация книги «Народное искусство Калужского края XIX-XX веков». Автор книги и инициатор выставки – Светлана Личенко, искусствовед, научный сотрудник художественного музея.
    Посвящена выставка развитию народного творчества и современным художественным промыслам Калужского края. Экспозиция выставки включает произведения народного искусства (вышивку, ткачество, кружево, игрушку, фотографии фасадной деревянной резьбы) и работы современных предприятий (ТОО «Тарусская вышивка имени М. Н. Гумилевской», ПКФ «Фарфор», ОАО «Тарусский художник»), которые отнесены областным     Художественно-экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов.
    Народное творчество Калужского края, являя собой синтез духовного и материального, предстает не как собрание ремесленных навыков, а, прежде всего, как своеобразное мироощущение и мировосприятие. Здесь каждое произведение есть форма-содержание, формировавшееся веками. Образы произведений народного искусства, представленных на выставке, просты, примитивны, но не в отрицательном смысле неумения и беспомощности, а в плане художественного примитива как особого способа образного воплощения мира, основанного на наивном, непосредственном восприятии окружающей действительности. Содержание традиций, слагавшееся из того, что было навеяно миром обрядов, празднеств, обычаев, превращалось в творчестве народных мастеров в художественно-изобразительные символы. Символика разнообразных узоров калужской народной вышивки, ткачества, мотивов фасадной деревянной резьбы, пластических образов глиняной игрушки с древнейших времен имела глубокий смысл, но постепенно архаическое значение образов и мотивов претерпевало изменения, сливалось с образами окружающей природы, фольклором, насыщалось бытовыми элементами.
    По времени исторических упоминаний различных видов народного творчества Калужского края первой является резьба по дереву. Традиции художественной обработки дерева, бытовавшие на калужской земле, явились основой для зарождения и развития архитектурной пропильной резьбы. Изначально Калуга была деревянной: «…город рубленный». И в настоящее время сохранившиеся деревянные домики в Калуге и калужских селах приятно удивляют замысловатым пропильным декором, где строгая прорезь по фону сосуществует с декоративными излишествами ажура, напоминающего деревянное кружево, и суховатой ремесленной накладной резьбой. В калужской деревянной фасадной резьбе обычно встречаются такие формы декора, которые представляют собой некий симбиоз разнородных источников: традиционных мотивов древней резьбы и русского стиля, классицизма и русского стиля, русского стиля и модерна.
Большое место в быту калужских крестьян занимала вышивка перевитью по холсту льняными, шерстяными и полушерстяными нитями. Народные мастерицы называли ее «вырезы». В основе калужских вырезов лежат выработанные веками геометрические узоры, архаические мотивы женской фигуры, коня, птицы, «Древа жизни». Украшенные вышивкой элементы традиционного женского народного костюма (рубахи, поневы, занавески-фартуки), праздничные ритуальные полотенца, представленные в экспозиции выставки, имели в калужском народном быту разнообразные функции. Чаще всего это были праздничные, подарочные или связанные с традиционными обычаями и обрядами предметы. В изделиях народных мастериц Калужского края орнамент вышивки существует в определенном предметном контексте. Композиция, цвет (по преимуществу, красный, что означало в народном понимании – «красивый», «лучший»), фактура вышивки претворяются в творчестве народных мастериц в предметные качества орнаментированной вещи.
    Изготовление калужской глиняной игрушки, которая известна более как хлудневская (по названию деревни Хлуднево, где она изготовлялась) по этнографическим материалам связывается с праздничными гуляньями – ярилками. 

 Они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии, и неотъемлемой принадлежностью этих гуляний были традиционные «свистульки», «гудухи», «сопелки», «грематухи» в виде конька, козы, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской. Согласно одному из местных преданий, край деревни Хлуднево, называемый Бобровка, был заселен в XIX веке семьями крестьян, выигранных помещиком в карты, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло и изготовление игрушки. Наиболее традиционный по происхождению пласт хлудневской игрушки составляют свистульки, лаконичная пластика которых, совместившая образную выразительность с функциональностью, свидетельствует в пользу того, что подобные произведения являются традиционным типом хдудневской игрушки, отработанным не одним поколением мастеров. С 1970-х годов хлудневские мастерицы (А. Ф. Трифонова, К. П. Трифонова, А. В. Студницкая, К. А. Тасенкова, М. В. Самошенкова), произведения которых представлены на выставке, создают игрушки-скульптуры, с поразительной смелостью соединяя в таких фигурках различные пластические элементы. Их формы и композиции тяготеют к трехмерности объемов, подвижности и декоративности силуэтов, обилию лепных деталей. Безудержная фантазия народных мастериц создает образ «Древа жизни» - собирательный образ природы, дающей жизнь всему живому. Этот мотив особый, хлудневский, не имеющий аналогий в игрушке других регионов. И, если исходить из положения о том, что каждое изделие народных промыслов – своего рода символ местной народной культуры, то таким художественно-выразительным символом народного искусства Калужского края хочется видеть «Древо жизни», вечно процветающее и обновляющееся.
Калужское народное искусство в настоящее время является не только предметом этнографических и искусствоведческих исследований. Оно продолжает свою жизнь в активном творческом процессе, без которого немыслимо бытование никакого искусства вообще, и народного в частности. Плодотворно работает в области искусства вышивки Тарусская фабрика художественной вышивки, произведения которой представлены на выставке. Творчество лучших мастеров и художников фабрики (М. Гумилевской, С. Никулиной, А. Демченко, Р. Максимовой) связано с народным искусством своей творческой структурой и особенностями художественных систем, определяемых традицией. Традиции калужской народной вышивки, в частности, орнаментальные композиции и техника перевити, сохраняются и развиваются в современной художественной вышивке фабрики в разнообразном предметном контексте.
     Традицию бытовой и художественной керамики, бытовавшей на калужской земле, развивают в своем творчестве художники и мастера фабрики «Тарусский художник» и производственно-коммерческой фирмы «Фарфор», изделия которых составляют отдельный раздел выставки. Созданная в 1994 году производственно-коммерческая фирма «Фарфор» (ранее это была Песоченская фабрика Кузнецовых, крупнейшее отечественное предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса) освоила выпуск изделий по кузнецовским образцам начала ХХ века. Это, прежде всего, плетеные изделия – сухарницы, фруктовницы, лоточки, конфетницы – выполненные в белом варианте, а также покрытые кобальтом и позолотой.
    Сочетание утилитарности, целесообразности и декоративности определяет художественную сущность лучших произведений, представленных в экспозиции выставки. Но соединение коллективной народной традиции творчества и индивидуального профессионального мастерства – чрезвычайно сложный, многогранный и неоднозначный процесс.      Фольклорная традиция синтезируется здесь с традицией профессионального искусства, что создает уже иной уровень развития народного творчества.

(Светлана Личенко, искусствовед, научный сотрудник 
Калужского областного художественного музея,
автор выставки «Народное искусство и художественные промыслы
Калужского края».)

Адрес музея: г. Калуга, ул. Ленина, 104, тел. (0842) 56 28 30.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД