Подробности
Новозаветная Троица. Рельеф на фасаде надгробия. I-я пол. XIX в. Белый камень, резьба. Захоронение М. В. Веницеевой ,1831 г.
Новозаветная Троица. Рельеф на фасаде надгробия. I-я пол. XIX в. Белый камень, резьба. Захоронение М. В. Веницеевой ,1831 г.  
Бог Саваоф. Рельеф на фасаде надгробия. I-я пол. XIX в. Белый камень, резьба.
Бог Саваоф. Рельеф на фасаде надгробия. I-я пол. XIX в.
Белый камень, резьба. Захоронение неизвестного

В  выставочном зале музея «Тульский некрополь» расположена выставка «Икона на камне. Тульский некрополь».
    Фотографии фасадов надгробий и артефакты, представленные на выставке, поведали об удивительном пласте русской мемориальной культуры.
     Старые кладбища Тулы сохранили значительное количество белокаменных надгробий. Это саркофаги, жертвенники, муфтированные колонны и конусы. Фасады надгробий, сделанных в первой половине XIX в., украшены рельефами с мотивами растительных орнаментов и цветочных композиций, имеющих христианскую символику. Аллегорические композиции обычно выражают скорбь о рано ушедших близких, напоминают о быстротечности жизни и неминуемом переходе в мир иной.
Западные фасады надгробий по тематике строго сакральны. Запад считался стороной тьмы, концентрацией негативного, ада. Усопшего следовало оградить от недоброго. Поэтому на западном фасаде расположены текст молитв, рельефные иконы, а со второй половины XIX в. гравировка Креста и Голгофы.
     Икона переводится с греческого как образ. Священный образ мог быть живописным, резным, литым. Иконы были не только на дереве, но и на шелку, на меди, на камне, на кости. Если образ освящен — икона считалась моленной.
В Туле в каменной резьбе икон распространены такие сюжеты как Облачный Спас и Распятие с предстоящими. Уникальны Деисис, Царь Царей, Бог Саваоф, Троица Новозаветная, Богоматерь Казанская, моление о Чаше, Се человек, святые патроны усопшего. Интерпретации иконографических сюжетов отражают особенности традиций местных иконописцев, усвоенные также резчиками по камню.
Рельефы икон на западных фасадах надгробий появились с 30-х годов XIX в. и исчезли в конце 60-х XIX в. Возможно, это период деятельности отдельного мастера и его мастерской.
     Обычно рельефы размещали в аркообразных нишах. Полукруг, как часть круга, символизировал причастность к Вечности, Божеству, Совершенству. Изредка рельефы икон были в медальонах круглых или овальных, обрамленных мотивами растительных орнаментов, виноградной лозой, гроздьями винограда - символами Христа и Евхаристии.
     Особенно интересны сюжеты, связанные с иконографией Бога-Отца. На выставке представлено фото с рельефа на фасаде муфтированной колонны. Размер резной иконы невелик 19Х38 см. Бог Слово изображен в виде Ветхого денми, с длинной бородой, поясно, в облаке, распростерши десницы в благословении. Знак святости отмечен треугольником. Живописный источник рельефа можно найти у Н.И.Троицкого в работе «Триединство Божества», это прорись с греческой фрески XVII в.
     Изображение Бога Отца считалось упадком иконописи и упадком богословия.  Антропоморфное изображение Бога Отца появилось на основании видения пророка Даниила - старцем с длинной седой бородой. Именно таким он представлен на фасаде надгробия в Туле. Человекоподобное изображение Бога-Отца было запрещено Большим Московским Собором в 1667 г. Однако, изображения Безначального Отца продолжало распространяться. Так, в Успенском соборе Московского кремля в одном куполе изображен Иисус, а в другом Бог-Отец.
     Это рельефное изображение на фасаде надгробия в Туле появилось в 30-е годы XIX в. Вероятно, данный сюжет оказался созвучен вкусам заказчика и нашел отражение в мемориальной скульптуре русской провинции.
     Бог-Отец присутствует в сюжете иконы Троица Новозаветная. Такая икона найдена на двух саркофагах, выполнена разными мастерами. На выставке представлено фото рельефа на саркофаге Веницеевой М.В. (1831). Икона большая: 60Х49. В овальном медальоне с мотивами растительного орнамента в облаках восседают Бог-Отец со скипетром в левой руке и Бог-Сын с Евангелием. У их ног — херувимы. Между ними — держава, на державе водружен Крест и орудия страстей. Вверху парит Святой Дух в лучистом сиянии.
     Историк иконописи Л.А.Успенский в книге "Богословие иконы православной церкви" пишет, что отправным моментом для этой иконографической композиции послужила иллюстрация Псалма 109 "Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих". Древнейшая известная иллюстрация к этому тексту находится в так называемой Утрехтской Псалтыри X века. Начиная с XIII в. образ Троицы Новозаветной широко распространяется на Западе в Библиях, Часословах, а в XIV в. встречается как самостоятельный моленный образ. С запада эта иконография Троицы переходит в православное искусство. На русской почве один из наиболее ранних примеров ее находится на четырехчастной иконе Московского Благовещенского собора. Изображение появилось в России в середине XVI в., считалось одним из важных компонентов темы Страшного суда.
Самое раннее изображение Троицы в виде трех мужей находится на Латеранском саркофаге в Риме. Саркофаг сделан в конце IV в.
    Саркофаг нередко служил источником иконографических сюжетов. Н.П.Кондаков пишет, что исторический благословляющий жест Иисуса появился впервые на боковых плоскостях саркофага. Саркофаг Латеранского музея в Риме в рельефах раннехристианской поры сохранил сцену, где Христос, приподняв правую руку, пророчествует Петру об отречении.
    Погребальная сфера — фрески в гробницах, рельефы на саркофагах, фаюмские портреты — возвращают к истокам изображений Иисуса, святых. Иконы, выполненные в технике каменного рельефа, становились впоследствии истоком для живописных сюжетов. Камень и Божественный образ сосуществуют издавна. Согласно легенде, одно из первых изображений Спасителя было из камня, его воздвигла женщина, исцелившаяся прикосновением к одеждам Иисуса.
    Старое кладбище на первый взгляд непрезентабельно. Непросто в старом мусоре разглядеть удивительные изделия, оставленные провинциальными ремесленниками. В этом сообщении рассказано лишь о двух рельефных иконах, представленных на выставке. Каждый рельефный образ на камне тульского некрополя содержит глубокие информационные пласты, затрагивающие не только местные обычаи и традиции, но и историю культуры, историю русской церкви.

Л.Н. Дзиговская, научный сотрудник музея

Муниципальный историко-архитектурный и ландшафтный музей
“Тульский Некрополь”
300000,г. Тула, пр. Ленина, 31
Тел. (0872) 36-23-65

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД