Подробности
В  помещении музея «Тульские самовары» 28 марта при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, департамента культуры Тульской области, в рамках договора о совместном творческом сотрудничестве объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» с Государственным историческим музеем состоялось открытие выставки «Весна. Цветы под снегом». Это первая выставка из цикла «Времена года». Она представляет тулякам эмали Русского Севера ХVII—ХVIII вв. из собрания Государственного исторического музея, в котором находится самая большая коллекция художественной эмали в стране. В этом году туляков ожидают еще три выставки цикла «Времена года»: «Лето» (предметы золоченой бронзы), «Осень» (керамика и фаянс), «Зима» (изделия из стекла). Для выставок отобраны редчайшие памятники художественной культуры из собрания Государственного исторического музея, которые создают образ определенного времени года.
    На выставке «Весна. Цветы под снегом» посетители смогут увидеть коллекцию северорусских эмалей на меди ХVII—ХVIII веков. Эмалирование — художественный прием обработки металла, являющийся единственным в мировой цивилизации способом, позволяющим придать устойчивую окраску металлическому изделию. Эмаль, или финифть, — это стекло, сплавленное с металлом. Цвет эмалям придают различные окислы металлов. Многочисленны на выставке работы великоуcтюжских мастеров. Великий Устюг — старинный город Русского Севера — некогда был крупнейшим центром производства художественной эмали. Его мастера предпочитали работать с медью — дорогим и достаточно редким тогда металлом. Предмет из меди отливался с рельефным рисунком, образующим узор из перегородок, ячейки между которыми заполнялись эмалевой массой, в дальнейшем изделие подвергалось обжигу, а затем шлифованию. Часто перегородкам еще при литье придавалась форма, напоминающая витые сканные веревочки, их после обжига дополнительно серебрили или золотили. Ассортимент изделий был необычайно широк — это и парадная столовая посуда (стаканы и ковши, чарки и сосуды для дорогих специй, черенки ножей и вилок), и декоративные элементы, дополнявшие украшения праздничного костюма (ажурные серьги и пряжки, пуговицы и кольца), и принадлежности обихода грамотного человека (накладки и застежки переплетов книг, ларцы для свитков бумаг и других документов, чернильницы и футляры для перьев), и пользовавшиеся немалым спросом баночки для помад и красок, шкатулки для украшений.
    На выставке демонстрируются ценнейшие образцы производства эмалей с накладками из фольги, на которой делались оттиски различных изображений. Накладки золотились или дополнительно украшались прозрачной эмалью. Благодаря престижности великоустюжской эмали сфера ее бытования распространялась на частный и служебный обиход зажиточной части русского общества.
     Впервые на выставке можно увидеть редкие ныне предметы, украшенные эмалью, — около 20 пар женских серег, металлические ларцы. Всего экспонируется 94 памятника декоративно-прикладного искусства, более половины из них — впервые. Они объединены художественным образом пробуждающейся после зимы природы. Многоцветье редких эмалей Русского Севера способно вызвать восхищение, подобное тому, которое возникает при виде нежных ростков первоцветов — вестников наступающей весны.
    Руководитель проекта — Тамара Григорьевна Игумнова, заместитель директора ГИМ.
    Автор концепции проекта — Людмила Ароновна Дементьева, к.и.н, заведующая отделом металла ГИМ.
    Автор выставки — Ольга Васильевна Молчанова, старший научный сотрудник ГИМ.
    Выставка продлит свою работу до 8 июня 2003 года.

Адрес музея “Тульские самовары”, филиала Объединения «ТОИАЛМ»: 300000, г. Тула, ул. Менделеевская, 8, тел.: (0872) 31-22-92, 31-25-38, 31-23-33.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД