Подробности
августе 2002 года на базе картинной галереи г.Унечи (Брянская обл.) состоялся III Международный пленэр, в котором приняли участие 45 художников из Минска, Москвы, Московской области, Полоцка, Брянска, Клинцов, Унечи. Итогом пленэра стало создание более 270 работ, из которых 68 были подарены картинной галерее города Унечи.
   Нынешний вернисаж, открывшийся в областном художественном музее включает 46 живописных работ. При входе в зал попадаешь в удивительный мир, наполненный светом и солнцем. Пленэр - это открытый воздух, где художники пишут с натуры, и все композиции рождаются на холсте, сохраняя трепет и остроту первого соприкосновения с природой. Выставка представляет творчество художников как пейзажистов. Но у каждого есть свой голос, своя песня и именно этого ждет зритель от художника, от выставки. Несмотря на камерностъ и некоторую одноплановость, работы подкупают свежестью и поэтичностью, верностью натуре. Художники черпают вдохновение в живописных окрестностях, оживленных силуэтами старинных усадеб и храмов, в величии и скромности русской природы, открывая потаенную ее сущность, настроение и переживание, рождаемое в человеке. Эти темы звучат в картинах Холощака Н. И. «Ляличи», Коровко А. Н. «У Задубенской церкви», Новиковой И. Н. «Унечская церковь». Восходы и закаты солнца в работах Степанова В. Д. «Река Ипуть», Кравченко М. А. «Тихий вечер». Летние грозы, сосредоточенность сумерек, легкая радость весенней распускающейся зелени, радость цветения луговых трав в работах Мирошниковой О.П. «Сосны», «Озеро Вяльки», Ястреба Ф. А. «Ночной пикник», Высоковой Н. М. «Роща», Бурьяк А. Е. «Дорога». Задумчивые осенние краски лесов и полей, и их даров в картинах Саханова Ю. Ю. «Яблочный спас в Унече», Урянского Л. И. «Перцы», Скока В. А. «Дворик в Унече», Базарного Ю. П. «Борин двор». В этих работах нашла отражение та многообразная природная и бытовая среда, в которой протекает человеческое сосуществование. Художники Косовцев В. М. «Вехи времени», «Сельский храм», Зубцов М. Г. «Яблонька» сумели увидеть мир в широких аспектах - это и сюжетный пейзаж, связанный с внутренним миром человека, и обобщенный очерк об уходящей окраине с ее милыми сердцу холмистыми далями и романтические раздумья об истоках человеческой фантазии и технической мысли.
    Красиво написана в зеленой сложной гамме картина Алдошина В. А. «Старое озеро», а работы Попова П. С. «Картофельное поле», Кравченко Ю. Г. «Август», Холощака Н. И. «Петровы баньки» исполнены в светлой, пленэрной живописи. В работах Мысливченко А. Л. «Дорога», Швец П. Г. «Осенний день в лесу», Хроменкова В. В, «Вяльки» звучит мотив дороги, исчезающей у горизонта. Есть в этой брошенной вольно стезе связь человека, прожившего ее, с землей, с небом, со всем окружающим миром, который зовет и тревожит художника. Тонко подмечены дрожащие солнечные блики на тихой глади воды в работе Семенькова П. Я. «Тихий вечер», Косовцева В. М «Ванькино болото». Тишь речных вечеров и сизо-серебристая рябь в ветреные дни, едва приметное дыхание озерной глади в работах Мысливченко С. Л. «Тихая заводь», Гришкевича А. Н. «Старое озеро», Пермиловского В. А. «Ляличи. На озере». Солнечный свет и переливы речной глади в этих картинах также необходимы, как и сами люди.
    Ни в одной работе художники не забывают о небе. Какие удивительные картины родились на их глазах! Облака то несутся стаями птиц, то рассыпаются легкими клочьями, то взрываются клубами грозовых туч, то создают почти невидимую игру на фоне лесов и полей. Небо несет и смысловую, и композиционную нагрузки, создает отличительную особенность полотен. Воздушность, светоносность, эмоциональная красота их во многом определяется взаимодействием стихий неба и земли, равноправно вступающих в поэтический диалог. В горячем свете солнца написаны работы Лазарева В. Г, «Вечерний красный свет», Разуменко Н. Б. «Дерево и солнце». Художники создали ту звуковую волну, на которой чистая мелодия картин, повествующих о русской земле, звучит торжественно и вдохновенно.
    Мощным и цельным акцентом в передаче колорита звучит картина Разуменко Н. Б. «Гладиолусы», посвященная сентябрьской трагедии в Америке.
    Большую роль в раскрытии содержания у Цыганаш О. Ю. в работе «Ожидание» играет пейзаж, вторящий переживаниям одинокой женской фигурки. Пейзажно-жанровый сюжет удивительно верно найден и тонко прочувствован. Вдали, как мираж, очертания старухи с посохом, вносящей в работу ноту неопределенного беспокойства. Картина наполнена философским раздумьем о жизни от рождения человека до его смерти.
     Правда, среди капитальных работ на выставке присутствуют, казалось бы, случайные вещи этюдного порядка, тем не менее, они характеризуют творчество и непосредственное восприятие нашей действительности и тем самым дополняют выставку, не снижая ее достоинства.
     Нынешний вернисаж дает возможность узнать те жизненные пристрастия, которые питали и вдохновляли художественный дар. Это родная земля, красота народного зодчества, величие и скромная лирика русской природы. Пленэрные встречи и поездки дают художникам много зрительных впечатлений, вызывают волну раздумий и желание вновь вернуться в эти места. Пленэры становятся необходимыми художникам для утверждение в себе творческой свободы.

Лариса Васильевна Бит-Юнан,
главный хранитель Брянского областного художественного музея 

Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Емлютина, 39, тел./факс (0832) 66-51-77, 66-08-64

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД